Дюма и жизнь — 5
lady_tiana — 24.08.2024Где жила миледи
Внимательные читатели наверняка помнят, что жила Миледи в фешенебельном особняке на Королевской площади. А самые преданные, приезжая в Париж начинают эту площадь искать, причем желательно где-нибудь поближе к Лувру и Пале-Рояль. Но тщетно… Потому что название «Королевская» площадь потеряла еще в разгар Великой Французской революции — это раз. И два — находится она достаточно далеко от Лувра и прочих королевских мест, особенно по меркам семнадцатого века.
Возникла эта площадь в царствование Генриха Четвертого и сразу стала местом весьма фешенебельным, несмотря на достаточно сомнительное соседство — буквально в двух шагах от нее стояла самая страшная французская тюрьма Бастилия. По королевскому плану площадь, считающаяся самой старой в Париже, должна была стать закрытым анклавом купцов и ткачей, чтобы создать конкуренцию фабрикам Лиона и Милана. Но с самого начала что-то пошло не так, владельцы земли и будущие жильцы распорядились по-своему. И с первых же дней в новом квартале начала селиться аристократия, а позднее его облюбовали поэты, писатели и артисты.
Почему же площадь была названа Королевской? Очень просто. В прежние времена именно здесь стоял один из королевских дворцов, де Турнелль. Но в 1559 году здание было стерто с лица земли по приказу Екатерины Медичи — она не могла видеть дом, в котором умер раненый на турнире Генрих Второй, ее муж. Сорок лет спустя Генрих Четвертый решил именно здесь создать шелковую, серебряную и золотую мануфактуры. Для застройки квартала существовали очень строгие правила, поэтому все тридцать шесть павильонов, расположенных по четырем сторонам прямоугольника, выглядят почти как сиамские близнецы, за исключением павильона королевы, находящегося на «второй линии».
Самым первым был выстроен «Павильон короля», он же дом номер 1. Именно в нем, если верить роману, и жила Миледи.
Площадь была официально открыта и получила свое название в 1612 году в честь помолвки Людовика Тринадцатого с Анной Австрийской. Кстати, бронзовый конный памятник Людовику там установили еще при его жизни, а примерно лет двести назад заменили его на мраморный.
Причем бронзовый конь до Людовика успел послужить частью памятника еще не то двум, не то трем монархам. Ну правильно, чего добру пропадать? Правда, рачительные революционеры подошли к делу еще более прагматично и перелили коня вместе с Людовиком в пушку, после чего восстановлением скульптуры занялся уже Наполеон.
Первые несколько десятилетий площадь была открыта для публики, но в 1670 году доступ на нее закрыли для всех, кроме жителей квартала. Кстати, зелень на площади появилась только в конце восемнадцатого века. И примерно тогда же она потеряла свое историческое название. Переименовывали ее многократно и весьма затейливо, пока наконец не остановились на современном названии «Площадь Вогезов» или Place des Vosges.
Попасть на площадь можно только через арки.
Проход к павильону королевы
Собственно павильон. «Половина королевы» заметно более зеленая и увитая плющом.
В разные годы на площади Вогезов жили мадам де Севинье, герцог де Сюлли, Айседора Дункан, Жорж Сименон и многие другие.
Но папаша Дюма не был бы собой, если бы не подложил читателям романа «пасхалку». Он поселил роковую красавицу и источник всяческих бед в ту самую квартиру, где в его время жил Виктор Гюго. Это как раз его / ее окна на втором этаже украшены французским и европейским флагами.
А вот и интерьеры Той Самой квартиры, ныне — музей Виктора Гюго.
На лестнице висят портреты актеров разных стран мира, игравших в спектаклях по сюжетам Гюго. Вот это, например, Александр Южин — звезда московского Малого театра. Спектакль «Эрнани», постановка 1889 года.
Музей занимает по меньшей мере три этажа, но для посещения был открыт всего один. На остальных, как я поняла, разместились запасники и служебные помещения.
Остекление лестничных окон.
И сюжеты все весьма благочестивые.
А это уже в самой квартире. Я особо комментировать не буду, что тут говорить? Смотреть нужно.
Для меня было большой неожиданностью, что Гюго увлекался восточным искусством.
В середине витрины окаменевший кусок хлеба из жмыха с чечевицей, крахмалом отрубями и очень небольшой примесью муки. Этим питались парижане в 1870 — 1871 годаъ, когда город был в прусской осаде. Норма взрослого человека 300 граммов в день, ребенка — 50.
А ниже и справа ресторанные и праздничные меню из гораздо более поздних и благополучных времен. Пытаюсь представить, каков был вкус бульона их птицы с глютеном...
Кстати, в этой квартире гостями бывали Чарльз Диккенс, Андерсен и еще множество писателей, поэтов и музыкантов той эпохи.
|
</> |