Дворец Петра III в Оранинбауме
noveltour — 15.05.2024Ну как дворец, домик двухэтажный, с небольшой, даже для аристократа не царского рода, квартиркой на втором этаже. Комнаты маленькие, явно не предназначенные для каких-либо больших приемов. С одной стороны в Ораниенбауме в подобных целях использовался Большой Меншиковский дворец, с другой, даже в Китайском дворце Екатерины есть и зал для карточных игр с бильярдом, и зал для балов-концертов, и гостиная/столовая, где могут пообедать не 2-3 человека.
Даже организация личной территории у Петра III и Екатерины разительно отличались. Будущему императору построили крепость Петерштадт, со всеми необходимыми атрибутами — рвом, бастионами, казармами и пр. А у Екатерины вокруг дворца разбит прекрасный регулярный парк с прудом и античными скульптурами.
На сегодняшний момент, кроме дома-дворца в крепости Петерштадт остались только Парадные ворота и земляные укрепления.
Весь комплекс сооружался в 1758-1762 годах, т.е. на момент его закладки Петру было 30 лет (родился в 1728 году), а жил он в России с 1742 года. За 16 лет пребывания в стране будущий правитель захотел построить себе личную крепость....
У императрицы Елизаветы, на мой взгляд, было время, чтобы оценить управленческие способности юноши. Она за ним наблюдала до 1745 года и, видимо решив, что дело безнадежно, начала подыскивать ему толковую соправительницу. Нужно отдать ей должное, в управленцах дочь Петра I явно разбиралась.
Еще одна историческая деталь — Ораниенбаумский дворец Петра был
«введен в эксплуатацию» буквально за несколько дней до низложения
его хозяина. (Мне одной это что-то напоминает?)
С тех пор в нем никто не жил. И только в 19 веке владелица Ораниенбаума вел. кн. Елена Павловна организовала первое обновление старого здания. Так что далеко не все интерьеры и предметы мебели во дворце подлинные.
Вторая реставрация дворца прошла после того, как его признали музеем в 1953 году. Но работы заключались в восстановлении самого здания, пострадавшего в годы ВОВ, шпалерной развески Картинного зала и еще некоторых элементов декора. Масштабную реставрацию всех помещений проводили уже в 2016 году.
На второй этаж, где расположены все 6 комнат, принадлежавших Петру III, ведут две винтовые лестницы. Одна главная, по которой можно попасть в прихожую, а вторая узкая тайная, ведущая из будуара на первый этаж.
Все комнаты небольшого размера, в них более-менее свободно разместиться (особенно в костюмах 18 века) могут 4-5 человек, а то и меньше. Буфетная, например, шириной с обычный стол (правая верхняя фотография коллажа выше).
Центральное место в анфиладе занимает Картинный зал. Он идет сразу после буфетной. Видимо там император и обедать собирался, и с приближенными общаться.
В Картинном зале основным элементом отделки стен является живопись в шпалерной развеске. Такая развеска была характерна для оформления дворцовых интерьеров первой половины и середины XVIII века. Кроме дворца Петра III подобные залы с живописью имеются в Екатерининском дворце в Царском селе, в Эрмитаже и Большом дворце в Петергофе.
Картины из зала после отречения императора были вывезены, а то, что мы сейчас видим воссоздано при восстановлении дворца в 60-е годы.
Меня удивили лаковые панели в стиле «шинуазри» работы русского художника Фёдора Власова. Вольная фантазия на китайскую тему и европейская живопись в единую картинку не складывается никак. Все-таки у Екатерины в Китайском дворце стилистика выдержана лучше.
Из Картинного зала вы попадаете в кабинет, но нынешних панелей на стенах при Петре III не существовало, они были затянуты обоями «серебреными, парчовыми с цветами и зелеными полосами». При реставрации 2016-2018 годов их заменили на живописные панно.
«В кабинет и спальню перенесены живописные панно Ганса Шмидта, выполненные специально для дворца в Веймаре в 1880-х. Более 60 лет эти подлинные элементы отделки XIX века хранились в запасниках музея и не были известны широкому зрителю и большинству специалистов. Это произошло потому, что в советское время панно были демонтированы с формулировкой «не соответствующие эстетическому уровню памятника», - рассказывает хранитель дворца. (текст А. Бортникова)
Каждая из комнат отапливалась с помощью камина.
Из кабинета переходим в спальню, здесь тоже мало что осталось от прежнего хозяина. На стенах были обои «с малиновыми и белыми полосами, насыпанными серебром», а нынешние панно появились в 19 веке. Но одно из них до наших дней не дошло, его место за лаковым кабинетом затянуто холстом. Здесь же выставлена и подлинная вещь Петра — белый лаковый кабинет, выполненный по его заказу в 1759 году в мастерской Ф. Кондора в Петербурге.
Камин в спальне был разрушен прямым попаданием снаряда в Отечественную войну 1941-1945 года, его восстанавливать не стали. В этой части комнаты сейчас смонтирована стеклянная панель с изображением утраченного камина.
Двери и дверные проемы во всех помещениях украшают лаковые панели «под Китай», я думаю, что в сочетании с изначальным декором стен это было интересно, поскольку обои не содержали самостоятельных сюжетов. Разве что в Картинном зале была попытка срастить «ежа и ужа». Но вот при обновлении 19 века странную комбинацию решили распространить на все помещения дворца. И заодно изменить их стиль, больше присущий женщине, чем монарху огромной державы.
Из спальни мы попадаем в крохотный будуар. Почему это помещение назвали именно так, а не гардеробной я не выяснила. По Далю будуар — это дамский кабинет, кстати, и стены в нем при Петре III украшали не деревянные панели, а голубые атласные обои с золотой вышивкой. Панели здесь появились в 19 веке, при Елене Павловне. В левом углу в гардеробе представлен мундир императора.
Это последнее помещение. Отсюда на первый этаж ведет узкая потайная лестница, по которой правитель вероятно и спускался когда-нибудь, но явно не для того, чтобы незаметно покинуть свой дворец. Бежать ему, как выяснилось в процессе дворцового переворота, было особо-то и некуда. И даже фаворита с государственным мышлением, как у Анны Иоанновны, рядом с Петром III не нашлось.
|
</> |