Двор моего детства - 1


Подстанцию я помню краснокирпичной. Даже когда ее покрасили, стены все равно были темными, почти настоящего кирпичного цвета, и это гармонировало с белыми пилястрами и фризами и мелкой остекловкой огромных окон. Она всегда издавала негромкий ровный гул, к которому все жильцы нашего дома привыкли и совершенно не замечали.
Посмотрите, какой прекрасной подстанция была в 1910 году, когда ее только-только построили.



Двор, кстати, был всегда очень зеленым. Тоненькие прутики на моей памяти уже были огромными мощными кленами и ясенями, с которых летели обожаемые детьми "носики-колосики".
Архитектором подстанции был М.Н. Глейниг (в другом написании Глейнинг). Я хорошо помню разговоры, что он проектировал не только административное здание трамвайного парка и подстанцию, но и жилой дом для сотрудников парка, слегка виднеющийся в глубине двух верхних снимков. Про этот дом я расскажу как-нибудь отдельно, он был весьма любопытным с архитектурной точки зрения. Моя семья там получила служебную квартиру, потому что прадед устроился в парк бухгалтером, и прожила там с момента постройки дома в 1910-м до расселения в начале 1984-го.
К сожалению, без доступа в архивы уточнить, кто на самом деле проектировал наш дом, я не могу, в сети этой информации нет. Но легенды о том, что Глейниг был человеком экстравагантным, одну из квартир спроектировал под себя и жил там, хотя к парку не имел никакого отношения, я слышала от мамы друга детства относительно недавно. А их семья тоже была практически аборигенами нашего дома. Строили здания в начале прошлого века основательно, стены делали мощными. Поэтому во время жестоких боев за Замоскворечье здание подстанции почти не пострадало.В нем тогда от обстрелов прятались все окрестные женщины с детьми, в том числе и моя прабабушка с тремя дочерьми.
По вечерам в торцевых окошках горел уютный свет, двигались силуэты людей, и я любила фантазировать, чем они там на работе занимаются, как выглядят их кабинеты.
И Боже мой, как же грустно видеть, во что сейчас превратилось некогда стильное неоклассическое здание.





Может, я идеалистка, но очень хочется верить, что после того, как это здание объявили объектом культурного наследия, его наконец отреставрируют и вернут в первозданный вид.
|
</> |