Двое в военной форме
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
"ДВОЕ", Д.Крымов, Агентство «Арт-Партнёр», 2022г. (3)
Показательно, что театр Крымова, начинавший с невербального (с чистой изобразительности, с театра вещей и красок), закончил словами, словами, словами. Зрители сидят и читают поясняющие титры, цитаты из нового «Краткого курса истории
Задумывался спектакль о встрече Соломона Михоэлса и Чарли Чаплина (фактически не-случившейся в 1943 году, во время поездки Михоэлса в США).
А получился спектакль о Сталине, который никак не идет у режиссера из головы, когда он думает о Михоэлсе.( — Раз один — то, значит, тут же и другой! Помянут меня, — сейчас же помянут и тебя!)
«Двое» это еще один увесистый экземпляр в коллекцию постсоветской театральной сталинианы. Сталин потеснил всех остальных исторических лиц, по частоте упоминаний и появлений на сцене лидирует с большим отрывом. Если судить по спектаклям, он занимает центральное место в отечественном и мировом историческом пантеоне.
Точно также он и в этом отдельном спектакле поступил – всех растолкал.
Двое – это Сталин и его адъютант, два солдафона-карлика (оба в сапогах-сверкают голенища, гимнастерках и галифе) влезли в спектакль сапожищами на ковры, расстеленные на сцене, и задвинули великанов Михоэлса и Чаплина на периферию.
Они не только запускают сюжет (начинается спектакль в приемной Сталина, именно ему принадлежит инициатива поездки). Потом, даже в американских сценах, эта парочка все время вмешивается в действие, перетягивает внимание на себя - то акробатическими номерами, то грубыми площадными шутками. Ладно мы такие нежные вынуждены все это терпеть, все это выслушивать, но каково было режиссеру еще более нежному всё это ставить, тратить свой талант и фантазию на этих зловредных ничтожеств (на «величайшую посредственность нашей партии» и его холуя). И ведь действительно, с большой фантазией придуманы и с азартом сыграны (Александр Кубанин и Глеб Ромашевский). Эта клоунская парочка самая "крымовская", самая театрально-выразительная составляющая спектакля. В остальном он не так уж выразителен, фантазия буксует.
В роли Чаплина Роза Хайруллина, на нее всегда интересно смотреть, но никаких открытий встреча с Крымовым ей не принесла, она точно такая, как у Богомолова. За исключением одной сцены (Лир у тела Корделии) - лучшая сцена спектакля, самые продолжительные аплодисменты. Кроме этой сцены зрители наградили аплодисментами также акробатические прыжки коверных в стиле армейского ансамбля песни и пляски.
Сталина играют в маске (рябое лицо в оспинах), явная отсылка к режиссеру из «Моцарт.Дон Жуан» (театральному Сталину). Вот если бы был другой состав (в роли Михоэлса Феклистов), возникла бы и еще одна отсылка – к спектаклю «Все тут», где Феклистов играл помощника режиссера. Но нам в роли Михоэлса достался Виторган, и это явный мискастинг, актер слишком тяжеловесный. Сцена из «Лира» в его исполнении выглядит пародией (это Михоэлс был таким плохим актером или Виторган плохой актер?).
=======
Спектакль «Двое» придал театральной траектории Крымова окончательную завершенность.
Начиналось с лаборатории в ШДИ Анатолия Васильева, закончилось в продюсерском агентстве Леонида Робермана.
Начиналось с «Недосказок», закончилось однозначным политическим высказыванием.
Начиналось с коллективного сочинения спектакля группой художников, а пришло к режиссированию знаменитых актеров, специально приглашенных в проект, и к подписанию коллективных писем.
Политика постепенно вытесняла искусство, также как вербальный театр вытеснял визуальный.
И превращение Федотика («мы ЗДЕСЬ пройдем» - ключевая фраза из «Тарарабумбии»)
в Яшу ("возьмите меня в
выглядит вполне закономерным.
|
</> |