Два советских фильма, после которых хочется помыться или напиться
movie_rippers — 13.09.2023
Да-да, дорогие читатели, именно
такие ощущения у меня вызывают эти фильмы. И с годами эти ощущения
только усилились. Так сказать, с высоты прожитых лет...
Как вы думаете, для чего люди
создают произведения искусства? Любые: будь то картину, будь то
музыку... Или, к примеру, киноленту... Уверена, что ответы будут
разные. И если вы на этот вопрос ответите в комментариях, с
удовольствием почитаю ответы.
Со своей стороны на свой вопрос
отвечу сразу: для того, чтобы радовать людей, давать им надежду на
лучшее, свет и радость. Жизнь и так очень сложна и порой тяжела. А
если нас будут окружать серые и депрессивные произведения
искусства, то жить будет ещё сложнее.
Так о чём это я? О фильмах,
которые как раз таки окунают человека в беспросветность и
бессмысленность. После них не становится радостнее, но наоборот,
еще тяжелее и печальнее.
Именно такое послевкусие
оставляют вот эти два фильма. Для меня. На истину в последней
инстанции не претендую. Повторюсь, это мои личные
ощущения.
Теперь по порядку, по хронологии,
по году выпуска.
"Отпуск в сентябре" 1979
год
Двухсерийный художественный фильм
снят по мотивам пьесы "Утиная охота" 1967
года талантливого сценариста Александра Вампилова
- мастера социальной тематики. Снял всю эту депрессивную красоту
режиссёр Виталий Мельников ("Старший сын", "Семь невест ефрейтора
Збруева", "Здравствуй и прощай" и другие).
Фильм ещё примечателен и тем, что
главного персонажа - инженера Зилова сыграл Олег Даль. Киноведы
утверждают, что это одна из лучших ролей в кино актёра. Да и
правда, что Зилов, что Даль - оба неприкаянные, каждый
по-своему.
Вся история вертится вокруг этого
Зилова, который и сейчас вызывает много споров.
И какими только эпитетами не
награждали этого персонажа:
"современный
Печорин",
"стихийный протест
против скучно-односторонней целесообразности и
деловитости",
"самый свободный
человек..."
А по мне он просто подлец и
полный циник.
Зачем было экранизировать историю
о таком человеке, видите ли типичном интеллигенте "эпохи
застоя"?
Что этот фильм даёт нам,
зрителям? Зачем смотреть на убогий мир скучающего человека, который
не видит в своей жизни смысла?
Взрослый нормальный мужчина, с
руками и ногами, женат. Квартиру дали (конечно, это мерило не
счастья, но тоже имеет значение). Живи, радуйся жизни. Смысла не
видишь? Да полно в жизни смысла.
Так нет. Зилов, переживает
душевный кризис, экзистенциональный вакуум. Он много пьёт, изменяет
жене (играет Ирина Купченко), детей не хочет. Паразит да и только.
В буквальном и переносном смыслах.
Потому и пришла к нему мысль
застрелиться. Телефонный звонок спасет его от смерти. Но надолго
ли? Думаю, это ключевой вопрос в этой истории.
А ведь было у него настоящее
увлечение - утиная охота. Вот бы и занимался ею. А не тратил свои
силы для обмана своего начальника (Евгений Леонов), девушек-
любовниц и на другие отрицательные забавы. От Зилова и его игрищ
страдают все люди, окружающие его.
Когда фильм "Отпуск в сентябре"
был готов, комиссия положила его на полку. Зрители увидели картину
в годы перестройки. И немного потеряли...
Вторая картина вышла на экраны в
1983 году. Снял её Роман Балаян.
Называется "Полёты во сне и
наяву"
В этом фильме главный герой в
исполнении блистательного Олега Янковского - оплот
безответственности и себялюбия. Накануне сорокалетия этот "мальчик"
мечется и бесится. Жене изменяет, дочкой не занимается. Ходит к
любовнице. Прямо второй Зилов - типичный интеллигент эпохи
застоя.
Сергей Макаров - все же человек
неординарный. Позывы отзывчивости и доброты в нём прослеживаются.
Отчего же он мается, как и Зилов? Снова пустота и бессмысленность
жизни?
Если обратиться к
кинокритикам, то мысль насчет Макарова такая: он просто
"сопротивляется действительности в условиях потери идеалов". Это
так называемая самозащита.
Кинокритикам, конечно, виднее. Но
почему-то, также как от Зилова, от Макарова страдают близкие и не
очень люди. А ведь вокруг него - нормальные и хорошие люди.
Сочувствуют ему, балбесу, добра желают. А к ним - с
подковыркой.
Сам режиссер рассказывал, что
хотел «выплеснуть всю накопившуюся желчь» после вынужденного застоя
в пять лет. Хотел отойти от классики. Режиссер до этого снял фильмы
"Каштанка" и "Бирюк".
Вот и выплеснул, видать, Балоян
всё самое негативное.
Обаятельный и самоироничный
Янковский, конечно, великолепно сыграл своего персонажа. Сергей
даже вызывает жалось и симпатию. Как, впрочем и у окружающих его
женщин.
Тем не менее, сам по себе фильм
вызывает далеко не светлые чувства. А смотреть его можно лишь следя
за игрой актёров. Все они там великолепны: Гурченко, Табаков,
Меньшиков и другие.

Оба фильма вызывают какую-то
кислую оскомину сопротивления увиденному. А еще будто к тебе
подошли и высыпали на твою голову ведро песка - в глазах рябит и на
зубах скрипит. Хочется пойти в душ.
https://dzen.ru/a/ZPb1We3O7hNeaKwp