Два фильма о покатушках
movie_rippers — 03.09.2023Если бы я не знал наверняка что это невозможно, я бы подумал что режиссёры соревнуются и подглядывают друг у друга. Но эти фильмы были сняты на разных концах света, разделённых океаном и железным занавесом, почти одновременно. Но даже не это заставляет меня отбросить подозрения в плагиате, а то что фильмы эти прошли слишком незаметно и до сих пор считаются не очень удачными и достойными подражания.
Сидни Дж. Фьюри настоящий гигант канадско-американской эксплуатации. Представить только, с 1954 по 2018 год этот гигант мысли снял 56 фильмов и в свои 90 возможно сподобится на 57й. Впрочем особо известных картин у чувака не так и много. «Досье Ипкресс» по сути единственный фильм Фьюри добившийся широкого признания, хотя Скорсезе и Кубрик высоко ценили режиссёрский стиль и отмечали такие фильмы как «Существо», «Леди поёт блюз» и «Железный орёл». Однако нас интересует именно фильм 1970 года выпуска под несколько корявым названием «Малыш Фаусс и Большой Хэлси».
«Little Fauss and Big Halsy» не боевик и не детектив, это вполне себе реалистичная драма о дружбе, любви и романтике мотоспорта, с довольно спокойным, повествованием. Возможно поэтому фильм не стал достаточно популярным, хотя там сыграли Рэдфорд, Поллард и Лора Хаттон. Между тем проект задумывался и реализовывался Парамаунт довольно серьёзным, на волне дикой например популярности мотоспорта, намёками на сексуальную революцию и саундом от Джонни Кэша, Дилана и Перкинса.
Рэдфорд играет крутого гонщика Хэлси Нокса, который относится к жизни, спорту и бабам с позиции «возьми всё и сейчас и не оглядывайся», т. е. проще говоря Хэлси раздолбай-одиночка с завышенной самооценкой, уверенный в том что весь мир существует для удовлетворения его потребностей. Хэлси путешествует от старта к старту, каждый раз с новой девкой, не отказывая себе в выпивке.
На одном из ралли Хэлси знакомится с Фауссом, невзрачным пареньком любителем живущим с родителями и мечтающим выиграть гонку. Фаусс однако слишком рассеян и смотрит на Хэлси как на идола, чем собственно тот и пользуется. Фаусс получает травму, а Хэлси дисквалифицируют за синьку. Хэлси предлагает Фауссу работать в команде, он будет гонятся под именем Фаусса, а тот будет механиком. Фаусс соглашается и уходит из дома, не смотря на неодобрение отца.
Так они колесят по Америке, пока не встречают Риту Небраска – экзальтированную девицу, убежавшую из богатой семьи. Хэлси предлагает сбросить Риту с хвоста, но Фаусс не ровно дышит к девке и её оставляют. Впрочем при первой возможности Хэлси заваливает Риту, даже ни мало не подумав о друге. Фаусс в полном разочаровании уходит и возвращается домой. Его отец умер пока Фаусс путешествовал.
Между тем Рита крепко взяла Хэлси в оборот, у неё ребёнок и Хэлси уже готов её уступить Фауссу с доплатой, но Фаусс изменился, уроки не прошли даром, он набрался достаточно цинизма, спит с бабами, гоняется и близок к успеху. Правда всё это довольно грустно, ибо парень утратил часть самого себя. Вот такая вот жизненная драма с довольно распространённым сюжетом, где спорт, гонка как метафора.
Треугольник отношений тоже привычен, два друга – простак и циник и между ними женщина. Похоже на «Идиота» Достоевского. Мораль проводится обычная – слишком самоуверенный чувак терпит поражение, побеждает старательный. И совершенно ничего о взаимопомощи, команде, коллективе, хотя в спорте и тем более в гонках это немаловажно. В этом отношении второй фильм кардинально отличается ибо это классическая советская лента «Гонщики» 1972 года в постановке Игоря Масленникова.
Надо сказать что «Гонщики» откровенно говоря не самый известный фильм Масленникова, но вот лично я например картину запомнил, хотя смотрел её больше тридцати лет назад по ТВ. Фильм запомнился хорошей актёрской игрой и динамичной постановкой гонок. В главных ролях снялись Леонов и Янковский. И никаких тебе голых девок. У Леонова законная жена и двое детей, а Янковский конечно пытается кадрить попутчицу, но без всяких вольностей.
Леонов и Янковский профессиональные автогонщики команды АЗЛК, они давно в одном экипаже и участвовали в ралли по всему миру на своих форсированных Москвичах. При этом Леонов опытный гонщик, он многому научил Янковского, но он простоват и его лучшие годы позади. А Янковский гонщик молодой и честолюбивый, он начинает тяготится компанией Леонова.
Ситуацию усугубляет авария на дистанции в Швейцарии. Леонов и Янковский ссорятся и расходятся по разным командам. Накануне большого ралли по Союзу Янковский берёт молодого штурмана только что сыгравшего свадьбу перворазрядника. На дистанции две машины попадают в аварию, но бывший за рулём штурман не останавливается, а Янковский спал. Об инциденте становится известно Леонову.
На отрезке в горах Кавказа машина Янковского ломается, тормоза отказывают и она зависает над пропастью. Подоспевший следом Леонов вытаскивает конкурентов. Он предлагает помощь в ремонте но Янковский отказывается. Понимая что шанс упущен он в глубоком разочаровании остаётся на обочине.
Во первых картина поднимает очень серьёзные вопросы баланса индивидуализма и товарищества. Янковский очень точно сыграл амбициозного спортсмена, слегка потерявшего берега, которого жизнь сама возвращает в адекватное состояние. Он конечно пижон но по сравнению с Рэдфордом – эталон благородства. Да и то как соперники бросаются помогать своим прямым конкурентам дело вообще неслыханное по меркам «Фаусса и Хэлси», там хорошо если не давят колёсами упавшего.
Ну и что касается особо запомнившихся эпизодов. Я лично был в шоке когда прям на трассе машину переворачивают и меняют коробку, ну и качество постановки и съёмки трюков на самом высоком уровне, ни чем не хуже голливудского, чего конечно не скажешь относительно качества плёнки. Вообще «Гонщики» показался мне довольно крепкой и лаконичной спортивной драмой без излишних соплей, это именно тот советский кинематограф непохожий ни на какой другой и который утрачен безвозвратно.