два раза в ту же реку, три раза на те же грабли...

Правда, существует и временами цветет и пахнет родственный жанр альтернативок и попаданцев, стремящихся все переиграть.
К нему у меня отношение куда более критическое - попадается много условно "реваншистской" литературы, где попаданцы громят полчища врагов а потом просыпаются в прекрасной (германии, франции, россии, римской империи, белой арапии нужное подчеркнуть) будущего с чувством глубокого удовлетворения от проделаной работы. Впрочем, если рассказчик талантлив сам по себе, то и результат будет как минимум забавен. Собственно к написанию данного поста и сопутствующим размышлениям меня подвиг ролик, выпущеный вчера Тамарой Натановной Эдельман (ссылку давать не буду, находится с полтыка по ключевым словам "Сослагательное наклонение, Если бы Владимир не крестил Русь.") С присущим ей юмором Тамара Натановна рассматривает три альтернативных выбора госрелигии князем киевским (католический, мусульманский и иудейский), и рисует картину современности в соответствии с этими выборами. Которая (картина) почти гарантированно получается лучше нынешней реальности "ибо хуже уже куда же?". Поминается и эффект бабочки (Бредбери, а может быть и Лоренца) как символ того, как одно решение способно перевернуть мир.
То, что этот эффект активно эксплуатируется в художественной литературе - факт известный, я на нем останавливаться не намерен. Меня интересует другое - почему в той же литературе столь недооценен обратный эффект - упругости, инертности пространствовремени. Способности бытия противиться аномалиям, сглаживая их последствия. Может быть потому, что не получится такого красивого и оптимистического сюжета, если в конце выяснится, что все усилия "попаданца" не привели буквально ни к чему, а самые радикальные атаки на канву бытия были бытием сглажены максимум в пределах нескольких поколений, а скорее и того быстрее. Конкретно к сюжету Эдельман это выглядело бы так:
Владимир принимает христианство (позиции мусульман и иудеев все-же заметно более проигрышные - с алкоголем не срослось, а иудаизм в Хазарии так и остался баловством элит без проникновения в глубинные слои общества). Однако к моменту крещения Руси христианство формально еще не распалась на папистов и схизматиков, это случится двумя поколениями позже. И по идее можно принять установку, что восточнославянские княжества примут римский, а не византийский вариант. Только вот дальше изменения останутся несущественными. Допустим, папа римский пошлет крестоносных рыцарей на помощь Киеву, значит монголы покрошат их где-нибудь под Черниговым, а не под Легницей, как в реальной истории. А потом будет совсем весело. Реформация на Руси начнется по английскому сценарию и даже по той же самой причине - папа римский откажется признать очередной брак Ивана ІѴ законным. Грозный пошлет папу лесом и организует РПЦ (русскую протестантскую церковь) во главе с собой любимым либо собственным прикормленым патриархом. Смутное время, таким образом, будет полностью соответствовать религиозным войнам в Европе (а начнется оно полюбому, это вопрос климата, а не политики). Вот собственно и все, к 18 веку альтернатива (кроме мелких деталей) схлопнется с известной нам реальностью.
Понимаю, что таким макаром лавров не сыскать, но иногда очень хочется наваять сюжет, показывающий, что мироздание - не фраер и всем потугам альтернативщиков умеет противопоставить должную упругость и здоровую дозу фатума. Или может быть такие книги уже есть, а я их как-то пропустил?
|
</> |