Бар-сучья эстетика


Пока суд да дело, решил прогуляться по склону ущелья вверх. Не по "красному" восточному, а по значительно более зеленому западному.
Во первых потому, что сверху открывается прекрасный вид на долину и близлежащие окрестности.

В том числе и на еще одних близких соседей - стойбище справа. К ним как раз кто-то едет. Машину разглядеть сложно, но шлейф пыли заметен и неистребим. За нашими машинками небось тоже такие же тянулись.

Ну а во-вторых - почти строго вверх по склону от нашей "колонии" располагалась довольно крупная колония тарбаганов - монгольских сурков. Про них Интернет подкинул мне замечательную цитату о том, что "сурки не только едят, но и
Хорошо известный в узких кругах факт - степные роющие зверюшки своей активностью постоянно создают условия для роста растений - перемешивают почву, создают открытые места (по-научному - gaps), удобряют, выкапывают на поверхность семена из "почвенного банка" или "откладывают" их непосредственно сами. Семена большинства степных травок приспособлены выживать в куда более агрессивном желудке жвачных животных, не говоря уже о скромных кишочках грызунов. Но лично мне кажется, что не всё можно объяснить банальной "жизнедеятельностью". В действиях тарбаганов явно прослеживается некоторая эстетика.
Вот к примеру "нора с ковылями"

Ковыль Крылова, основной злак местных степей, почти везде объеден до состояния мелкой щетки. А вокруг входа в нору - не тронут. Только лишь ради маскировки? Вряд ли, двумя былинками такую дыру в земле не замаскируешь!
Но ведь он же еще и просто красивый, с такими вот тонкими завитушками.

Особая фишка местных тарбаганов - почти у каждой норы иметь по кустику белого аконита.

Да, он ядовитый и сурки его скорее всего не едят, но ведь могли бы просто выдрать и выбросить. Однако - оставили. Причем, странное дело, почти всегда кустик располагался (для входящего) справа от входа.

И только у одной норы - слева.

Может там живет левша?
Склон, на котором пасутся тарбаганы существенно менее обглодан, чем тот, что вблизи фермы с козами и яками, так что определять травки и собирать гербарные образцы было намного проще.

Дерес (по монгольски правильнее - дерс) - ну куда же без него. Походу я заметил, что систематики опять изощрились и придумали для него новый род. Теперь он называется Neotrinia splendens. У-уу повбывав бы гадив!
Ну и еще травок до кучи:

Вьюнок - Convolvulus ammannii, который, понятное дело, никуда не вьется. Не на ком, да и незачем.

Очередной астрагал. Определяться отказывается напрочь. Ихнего рода в Монголии видов двести, я привез с собой шесть разных и пока уверенно определил два. Остальные лежат отдельной стопочкой и издевательски хмыкают.

Фиалка рассечённая - Viola dissecta. С такими листочками она уникальна в своем роде, что сильно упрощает жизнь ботанику.

Мелкая белесая крестушка Ptilotrichum canescens - Плантарум обозвал ее "Перистоволосник седоватый"

Алтайская астра - Aster altaicus. Едва ли не самое распространенное растение местных степей, но мало где ей удается нормально разцвести - лишенные эстетических чувств козлы всё обкусывают на корню.
|
</> |