Два провала


Когда знаменитый на весь мир итальянский композитор Пуччини написал оперу "Мадам Баттерфляй",
то он, конечно, первым делом отдал её в не менее знаменитый театр Ла Скала в Милане.
А опера возьми, да и провались. С оглушительным треском.
В феврале 1904 года в театре Ла Скала состоялась премьера оперы "Мадам Баттерфляй".
На этой премьере недовольная публика свистела, топала, кричала, мычала и даже кукарекала.
При этом состав исполнителей был первоклассным.
Но и певцам тоже досталось колких реплик из зала и свиста.
А наутро миланские газеты не церемонились с композитором и язвительно писали о громком провале.

Абсолютно подавленный Пуччини отменил 2-е представление в Ла Скала, хоть это стоило ему немалой неустойки.
Три месяца он вносил коррективы и сделал из двух актов три.
В конце мая того же 1904 года поставил отредактированную оперу
в оперном театре в итальянском городе Брешиа в Ломбардии.
На этот раз оперу ждал бешеный успех.
Публика рыдала от восторга.
Автора и исполнителей вызывали на сцену 7 раз.
И с тех пор "Мадам Баттерфляй" везде ждал триумф, триумф...
Композитору Пуччини, может, было бы не так обидно и горько после провала оперы "Мадам Баттерфляй"
на сцене Ла Скала,
если бы он знал, что за 8 лет до него русский писатель Антон Павлович Чехов был в такой же ситуации...
Чайка
В Петербурге
17 октября 1896 года состоялась премьера "Чайки" на сцене Александринского театра в Петербурге.
В роли Нины Заречной была великолепная Вера Комиссаржевская

Да и вся труппа состояла из лучших тогдашних актёров Петербурга.
Но пьеса, в которой по определению Чехова - "пять пудов любви", с треском провалилась,
"пьеса шлёпнулась", - напишет Чехов в письме сестре Марии Павловне.
Недовольная публика ждала комедии, и, не увидев комедии, шикала и свистела,
хохотала, там, где, казалось, совсем было не смешно,
громко отпускала колкие реплики в адрес и пьесы, и автора (который был в зале).
А наутро газеты словно соревновались друг перед другом, кто побольнее пнёт Чехова -
"Это не чайка, а просто дичь"...
"Пьеса провалилась так, как редко проваливалась какая-нибудь пьеса"...
"Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти и я - по законам физики - пулей вылетел из Петербурга, как бомба"...
Чехов даже зарёкся тогда никогда больше не писать пьес...
Но Станиславский с Немировичем–Данченко уговорят его –
чтобы Чехов согласился на постановку на сцене Московского Художественного театра.
И Чехов согласился.
Но сам на премьеру не поехал. Он был в это время Ялте в связи с обострением туберкулёза.
Все его близкие боялись очередного провала: могло ухудшиться состояние больного.
В Москве
17 декабря 1898 года состоялся премьерный показ Чайки на сцене МХТ.
Начало не предвещало ничего хорошего.
Публика хмыкала, хихикала, на монологе Нины ("Люди,львы, орлы и куропатки..")
несколько человек демонстративно покинули зал.
Но постепенно публика затихала. И первый акт закончился при гробовом молчании зала.
И вдруг после долгой паузы начались бешеные аплодисменты и восторженный рёв.
И так – от акта к акту. Успех был безоговорочным.
Публика аплодировала неистово, без конца требовала актёров на поклоны.
"Занавес давали 14 раз" - телеграфировал Станиславский Чехову в Ялту.
Чехов с артистами МХТ, фотограф Пётр Павлов, 1899:

p/s/ Не знаю, как в нынешние времена, а раньше, говорят, каждый вечер на театральных подмостках мировых театров шло не меньше 40-ка "Чаек" Чехова.
В разных ипостасях, включая авангардный балет.
Занавес и фото – из своб. источников Сети