Два "модных мира" в телефильме "Mесто вcтречи изменить нельзя" (1979)

топ 100 блогов selyanka103.06.2021 Два модных мира в телефильме Mесто вcтречи изменить нельзя (1979) _900 x 600.png

В пятисерийном фильме "Место встречи изменить нельзя" (1979) есть очень много интересных деталей, связанных с послевоенным бытом. В этом фильме вообще многое крутится вокруг вещей – их воруют, ради них убивают, их подпольно перешивают и – перепродают. Одежда здесь имеет колоссальное значение и неудивительно – после войны легпром пребывал в плачевном состоянии, он только возрождался из пепла, а люди донашивали старые платья и – трофейные пальто.

Два модных мира в телефильме Mесто вcтречи изменить нельзя (1979) 3 1020112.jpg
В магазине. Кадр из телефильма "Место встречи изменить нельзя" (1979). Художник по костюмам Наталья Акимова

В "Месте встречи…" есть два социальных пласта: мир Верки-модистки - обслуживание нужд небогатого населения, переделка, кустарный пошив; и мир Ирины Соболевской - официальный, легпромовский стиль, по сути, "витрина" послевоенной Москвы.

Верка – в тени, Соболевская – на ярком солнце. Но, что характерно, обе связаны с преступниками – одна деловыми контактами, вторая – чувственно-любовными.

Верка-модистка - хоть и эпизодический, но замечательный персонаж. Замечательна Верка прежде всего тем, что её можно назвать своеобразным символом послевоенной эпохи. Почему её? Давайте вспоминать, точней - теоретизировать.

Два модных мира в телефильме Mесто вcтречи изменить нельзя (1979) 1_13367_thumb.jpg
Верка-модистка в исполнении Людмилы Давыдовой. Кадр из телефильма "Место встречи изменить нельзя" (1979). Художник по костюмам Наталья Акимова

В 1945 году на рынок хлынуло провозное тряпьё, называемое трофейным. Это были не только немецкие, но и венгерские и чешские вещи. Они сделались для многих жителей СССР важным подспорьем в преодолении послевоенной нищеты.

Эдуард Лимонов в одном из своих проведений писал: "На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов – "трофейное барахло", вывезенное солдатами в вещевых мешках из покоренной Германии. Оно было впоследствии распорото и послужило эталоном для сотен тысяч анонимных народных портных от Москвы до сибирских снегов и таджикских гор".

Важные слова — "распорото" и "послужило»". Таким, как Вера, несли какое-нибудь пальто, взятое (или выменянное) у немецкой фрау, и портниха-надомница создавала новый шедевр.

4 Нарядное (возможно, именно подвенечное) платье, которое женщина-военнослужащая Вера Чернышова обменяла у немки на махорку, а потом вышла в нём заму…
Нарядное (возможно, именно подвенечное) платье, которое женщина-военнослужащая Вера Чернышова обменяла у немки на махорку, а потом вышла в нём замуж. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Почему эта вполне нормальная женщина сделалась пособницей воров? Прельстили большие заказы — трофейные или хорошо сохранившиеся довоенные шмотки в те годы становились предметом кражи, их надо было срочно перешивать, поэтому жульё платило ещё и за быстроту работы. "Своя" модистка — это возможность "сделать" новые вещи и сбыть их через свои каналы. Ещё один важный момент — такие Верки сотрудничали не только с "фоксами" и "горбатыми", но и шили для обычных людей.

5 Интереснейшие приметы эпохи книга-пособие для Верок-модисток и - трофейный корсет-грация.jpg
Интереснейшие приметы эпохи: книга-пособие для Верок-модисток и - трофейный корсет-грация.

Да, не все портнихи вели двойную жизнь. В послевоенные годы купить новый костюм или платье в магазине оказывалось очень сложно, тогда как отрезы тканей приобрести было много легче. Вся страна шила и перешивала. Можно отдать в ателье, а можно и знакомой профессионалке — так получалось не только дешевле, но и качественнее. У каждой такой Верки была своя клиентура, куда могли входить жёны и дочери начальников.


6 Легпромовские издания 1946-1947 гг.jpg
Легпромовские издания 1946-1947 гг.

14 Рисунки из пособия «Рисование моделей одежды» под ред И.А. Тер-Овакимян. М.jpg
Иллюстрации из пособия "Рисование моделей одежды" под ред И.А. Тер-Овакимян. М.-1947.

Потом лёгкая промышленность восстановилась, с бандами справились и сама профессия полуподпольной швеи-волшебницы, умеющей за ночь соорудить летнее платье для курортного вояжа, перестала быть символом эпохи. Впрочем, как ушла и другая статья дохода — никто уже не воровал костюмы и обычные пальто. Меха по-прежнему пользовались спросом у жуликов, но это уже совсем другая история.

Другой мир моды в телесериале представляет модельер Ирина Соболевская (по книге её зовут Ингрид Карловна), и, когда Володя Шарапов приходит с ней поговорить, нам даже демонстрируют показ сезонных мод, на котором Ирина Соболевская представляет свою коллекцию от Дома Моделей, рассказывая, какие линии будут в трендах.

11 Кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979).jpg
Кадр из телефильма "Место встречи изменить нельзя" (1979). Художник по костюмам Наталья

Два модных мира в телефильме Mесто вcтречи изменить нельзя (1979) 16 z214149.jpgИрина Соболевская в исполнении Натальи Фатеевой. Кадр из телефильма "Место встречи изменить нельзя" (1979). Художник по костюмам Наталья Акимова

Дом Моделей на Кузнецком Мосту был создан …ещё во время войны – в 1944 году (в 1948-м он получил статус Общесоюзного), а с 1945 года выходит "Журнал мод", освещавший достижения модельеров и новинки лёгкой промышленности.

13 Обложка и страничка «Журнала мод» 1945 года.jpg
Обложка и страничка "Журнала мод" 1945 года

Дом Моделей стал проводить и дефиле – с целью "просвещения народных масс", как это пафосно именовалось. Но тогда везде царил высокий стиль.

Два модных мира в телефильме Mесто вcтречи изменить нельзя (1979) 10 213946.jpg
Кадр из телефильма "Место встречи изменить нельзя" (1979). Художник по костюмам Наталья Акимова

Дамские журналы выходили и до войны ("Моды сезона", "Четыре сезона", "Костюм и пальто"), однако, "Журнал мод" имел гораздо более высокий статус, как СМИ. Существовали и дома моделей - Дом Моделей Мосторга, Дом моделей треста "Мосбелье"; отдел модельных платьев опытно-технической фабрики треста "Мосшвея", но они были юридически разрозненными и не соотносилась друг с другом.

Создание централизованного Дома Моделей аж в годы войны говорило не только о желании тогдашнего руководства всё контролировать (до войны мода развивалась более хаотично и оставалось много нэповских "лазеек", существовавших под вывесками пошивочных мастерских и крошечных фабрик); здесь явлено стремление дать советскому человеку отдушину в виде красивой картинки и – обещания грядущего счастья. Эти журналы и показы реально скрашивали тяжёлый быт.

Два модных мира в телефильме Mесто вcтречи изменить нельзя (1979) 2 214150.jpg
Кадр из телефильма "Место встречи изменить нельзя" (1979). Художник по костюмам Наталья Акимова

Итак, каким же был силуэт 1945 года?

Во-первых, с "плечиками". Он появился ещё в 1939-1940 гг., после начала Второй Мировой войны, как своеобразный ответ на милитаризацию всей жизни.

Во-вторых, чёткое и жёсткое фиксирование талии, чаще всего подпоясанной – это также из военной темы, имитация ремня.

В 1945 году эти два тренда ещё сохранялись, но длина юбок (короткая – до колен - в годы войны) стала увеличиваться. Теперь уже не надо экономить ткань.

12 Кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979).jpg
Кадр из телефильма "Место встречи изменить нельзя" (1979). Художник по костюмам Наталья Акимова

Признаком отказа от экономии стало и возвращение плиссировки – Соболевская говорит о подоле в складочку. Ещё один признак военной моды, остававшийся в 1945-1947 годах – это использование двух-трёх тканей при пошиве одного изделия – здесь тоже творческое осмысление экономии. Этот момент также указывает Соболевская. В её сопроводительной "лекции» есть указание на свободный лиф – отказ от обтягивания торса это, как вы уже поняли, возможность не экономить материю.

Модный фасон тяжёлого, но радостного года – это сочетание военных принципов – с отказами от них. Переходные формы.

15 Страничка «Журнала мод» 1945 года. Картина Васильева Владимира Александровича «Демобилизованная». 1947 г.jpg
Страничка "Журнала мод" 1945 года. Картина Васильева Владимира Александровича "Демобилизованная". 1947 г.


В 1947 году Кристиан Диор предложил изысканный формат, названный New Look, тогда как в СССР к нему обратились только в 1954-1955 годах.

Принято утверждать, что всему виной был "железный занавес", но главной причиной застоя в области мод являлась экономика. Не до новых лекал было Стране Советов! Общество с огромным трудом восстанавливало разрушенные города, промышленность, образование.

Отсюда  и  Отсюда


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не обязательно быть иностранным агентом-шпионом, чтобы ужасаться явно избыточному насилию многотысячных путинских "космонавтов". Вот ночная реплика Елены Яковлевой, журналиста правительственной "Российской газеты". Нет, пока не в газете, а только в личном блоге: "А че их не разгонят? - ...
В Йошкар-Оле мне определенно везёт на котиков! А вот бродячих собак совсем не видно, либо они в других районах города ошиваются. Котики тут спешат по своим делам, или отдыхают в придомовых цветниках Да еще и не в гордом одиночестве, а на пару! (Вот так удача!) Или просто валяются ...
Запись на сайте enadtochij.phronesis.ru .   как всегда интересное, тонкое интервью А.Ф.Филиппова, вероятно, политического философа N 1 на Маскве. А.Ф.Филиппов – мой давний уже,  интереснейший оппонент, теоретик империи, бюрократии и полицейского ...
Боевик экстремистской группировки «Донбасс-Украина» правдиво рассказывает о том, почему он воюет против Донбасса… Патриотизм, защита какого-то там суверенитета, какой-то перед кем-то долг – это не более чем штампы украинской пропаганды, позволявшие её ранее завлекать в ряды так ...
Сегодня узнала, что хозяюшки иногда себя жалеют и готовят драники в духовке. А иногда не жалеют, и суют в духовку готовые драники, всяко над ними извратившись. Имея белорусские корни, насторожилась: дело пахнет майонезом. И точно. Драники "Золотые ...