душеполезное чтение

ПОВЕСТЬ О МИЛОСЕРДНОЙ ДЕВЕ И ДЬЯВОЛЕ
В некоей стране в семье богатых и добродетельных горожан
росла дева именем Харита, то есть Радость. Она была прилежна
в учении и весела в играх, почтительна к родителям и богобоязненна.
Когда же ей исполнилось шестнадцать и у нее появился жених из
знатного рода, повадился ее искушать дьявол. Он являлся юной Харите
во сне, представляясь во всем своем дьявольском обличье – в виде
косматого зверя с кошачьей мордой, козлиными рожками и
человеческими руками с длинными окровавленными ногтями. Он
протягивал к ней свои лапы, обнимал ее, и утром у нее горели плечи
и груди, и ей было стыдно и страшно. Она созналась в этих
сновидениях своим отцу и матери, они отвели ее к священнику, она
исповедовалась, но ужасные видения продолжались. Родители ее
настаивали на скором замужестве, полагая, что брак излечит ее от
этих ночных видений, но мудрая и отважная дева решила сражаться с
дьяволом до победы, отказала жениху и приняла монашеский постриг
под именем Евпраксия, то есть Благоденствие.
В те времена монахи ютились в пещерках у подножия гор, в
пустынном месте. Такую пещерку и избрала себе Евпраксия. Крестьяне
из деревни неподалеку носили ей хлеб, а воду она сама набирала в
кувшин из ручья.
Она проводила дни и ночи в посте и молитве. Дьявол, однако, продолжал ее соблазнять. То он являлся в образе жениха, которого она отвергла, и молил о позволении поцеловать след ее ноги на песке. То он обращался в ларец с драгоценными ожерельями и перстнями. То представлялся корзиной изысканных яств. То воплощался в подругу юных лет, которая садилась на пороге, играла на лютне и распевала прельстительные песни.
Но Евпраксия отвечала: «Vade retro, Satanas!» Что значит «сатана, отойди прочь!»
Уходил жених, уходила подруга, а драгоценности и яства Евпраксия отдавала окрестным крестьянам, и благодарили они ее.
Так шла ее жизнь, и дьявол уже совсем оставил ее своими соблазнами, и мысли инокини Евпраксии были чисты и свободны.
Однажды ночью вдруг настал гром и молния, и земли колебание
великое. Горы дрожали, и камни сыпались с них и летели на равнину.
Евпраксия пала на колени и молилась Богу – и ни один камень не
повредил ее жилища и не ранил ее.
С рассветом Евпраксия вышла наружу из своей пещерки-келейки и увидела, что вся равнина засыпана камнями, и нет больше деревень, откуда крестьяне приносили ей хлеб, и вода в ручье почти иссякла.
И увидела она, что некто приближается к ней издали. Через немалое время он приблизился и сел, обессиленный, у ее ног. Это был дьявол. Жалкий, измученный, с зияющей раной в груди, с унылой кошачьей мордой и обломанными козьими рожками.
- Quis es? – спросила Евпраксия, хотя прекрасно поняла, кто это.
- Necne vides ipsa? – вздохнул дьявол. Что значит: «сама не видишь ли?»
- Vade retro, Satanas! – сказала Евпраксия.
В ответ дьявол заплакал и попросил поесть и попить.
Дьявол сказал, что сегодня ночью состоялся Армагеддон, и Бог
его победил и изгнал из мира сего. Он более не опасен, он стар,
увечен и голоден. И прибавил, что сейчас он – то есть поверженный и
раненый дьявол – всего лишь один из «малых сих», накормить и
напоить которых и есть – накормить и напоить самого
Господа.
У Евпраксии оставалось несколько лепешек и немного воды в кувшине. Она дала дьяволу напиться, покормила его и омыла его рану.
Настала ночь. Евпраксия уложила дьявола на свое каменное ложе, и сама прилегла рядом. Дьявол заснул, уткнув свою кошачью мордочку в ее смуглое плечо, и положив на ее девственную грудь свою иссохшую руку с обломанными ногтями, и Евпраксия положила свою руку на его плечо и погладила его козлиную шерсть.
Наутро у дьявола загноилась рана и начался озноб. Евпраксия напоила его водой, скормила ему остаток лепешки и, прихватив кирку и заступ, вышла из пещеры и стала рыть дьяволу могилу. Вырыв неглубокую короткую канавку, она огляделась, улыбнулась, и стала рыть вторую такую же рядом – уже для себя. Поскольку победа Бога над дьяволом имела своим побочным следствием разрушение деревень, полей и виноградников в округе.
К полудню дьявол скончался, сказав ей «Gratias ago, bona virgo», то есть «спасибо, добрая дева». Евпраксия закрыла ему глаза, сотворила молитву и оттащила его в могилу, засыпала сначала мелкими, а потом крупными камнями, и сама, помолившись еще раз, легла рядом – умирать. Пролежав так без еды и питья ночь, на рассвете воскликнула «Animam meam Tibi reddo, Domine!» - то есть «душу свою отдаю Тебе, Господи!» - и скончалась.
Так лежала она тридцать девять дней, нетленная, делаясь все краше и краше, и исходил от нее аромат мирры и ладана, но некому было на нее посмотреть и вдохнуть это благоухание.
На сороковой день Ангел пролетал мимо и увидел ее. Постиг,
что произошло, и воззвал к Богу, дабы он взглянул на Евпраксию и
оценил ее подвиг.
Бог же сказал, что Евпраксия, несомненно, великая святая, но в своем милосердии она дерзновенна, ибо посягнула быть милосерднее Бога, который изгнал дьявола, она же – пожалела и приютила. Однако сделала она это не по злому умыслу, а по блаженному юродству души. «Поэтому, - решил Бог, - мы прославим святую Евпраксию как аскетическую деву, но вот эту историю про старенького раненого дьявола никому не расскажем, ибо в ней великий соблазн».
Ангел, однако, ослушался Бога и поведал всю историю целиком некоему монаху, который составлял жития святых той области.
Бог прогневался на своего Ангела и попалил огнем пергаменную тетрадку, где было записано продиктованное Ангелом житие святой милосердной девы Евпраксии.
Ангел отвечал предерзко, что все равно всё запомнил и всем расскажет.
Тогда Бог изверг Ангела из Своего ангельского сонма.
Так что Ангел стал новым дьяволом, то есть
«отпавшим».
У него отросла козлиная шерсть и рожки, и длинные ногти, и лицо стало кошачьей мордой, и он стал являться во сне чистым девам, пугать их, искушать их, и мечтать, что хоть одна из них когда-нибудь его пожалеет.
|
</> |