ДУРЫЛИН И УЧЕНИК ЕГО ПИГАРЕВ (2)
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ДУРЫЛИН И УЧЕНИК ЕГО ПИГАРЕВ (2) 1.jpg ДУРЫЛИН И УЧЕНИК ЕГО ПИГАРЕВ (2) 1.jpg](/images/main/durilin-i-uchenik-ego-pigarev-2-4cfcd6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergey_v_fomin/72076302/6450462/6450462_600.jpg)
К.В. Пигарёв, С.Н. Дурылин, И.А. Комиссарова. 1938 г.
Оплачивать покупки в «Антикваре» нужно было в кассе на втором этаже, куда вела узкая и довольно крутая лестница.
Там же подле кассы находился отдел, в котором, кроме альбомов по искусству, продавались так называемые листовые издания, на которых специализировался магазин: гравюры, литографии, репродукции и на первых порах старинные открытки, потом перемещенные на первый этаж. Их я время от времени приобретал. До сих пор у меня сохранилась небольшая их подборка, главным образом связанная с темой Великой войны.
Что же касается гравюр, литографий и альбомов по искусству, в основном итальянских и французских, серийных («Chefs-d'oeuvre De l'art» / Шедевры искусства и «I maestri del colore» / Мастера цвета), то у прилавка с ними я тоже стаивал, но так никогда ничего и не приобрел. Для меня это было слишком дорого…
Продавали их (всё то время, что я ходил в магазин) две девушки, встретился я с которыми вновь лицом к лицу много лет спустя, уже после того, как я там уже перестал бывать да и жил какое-то время вдали от Москвы, – на художественной выставке молодых мастеров, причем не вживую, а на полотне…
![ДУРЫЛИН И УЧЕНИК ЕГО ПИГАРЕВ (2) 8.jpg ДУРЫЛИН И УЧЕНИК ЕГО ПИГАРЕВ (2) 8.jpg](/images/main/durilin-i-uchenik-ego-pigarev-2-3b053f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergey_v_fomin/72076302/6452340/6452340_600.jpg)
Валерий Хабаров «Антиквар». 1976 г.
На картине, на выставке висевшей по соседству, того же автора я увидел еще одного своего знакомого – Константина Ивановича Шатова (1906–1976), всю свою жизнь отдавшего Бородинскому полю, к тому времени уже почившего. Участник войны, в 1948 году он поступил в Бородинский военно-исторический музей научным сотрудником, стал там главным хранителем, которым оставался в продолжение четверти века, а в 1972-м, по слабости здоровья, перешел на должность музейного смотрителя.
![ДУРЫЛИН И УЧЕНИК ЕГО ПИГАРЕВ (2) 9.jpg ДУРЫЛИН И УЧЕНИК ЕГО ПИГАРЕВ (2) 9.jpg](/images/main/durilin-i-uchenik-ego-pigarev-2-eb761e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergey_v_fomin/72076302/6452646/6452646_600.jpg)
Валерий Хабаров. Портрет Константина Ивановича Шатова – главного хранителя музея в Бородино.. 1977 г.
Но возвратимся к картине, которая нас интересует, и к ее автору.
Портретист Валерий Хабаров (род. 1944), уроженец Тамбовской области, выпускник Суриковского института в Москве. Помимо отмечаемой многими «фотографической точности», его работы передают характер и эмоции его персонажей.
Что же касается самого интересующего нас полотна, то оно было весьма популярно в свое время. Достаточно сказать, что в 1984 году открытку с его репродукцией 20-тысячным тиражом выпустило издательство «Аврора».
Но самое, пожалуй, интересное, что оно и до сих пор на слуху. Его широко обсуждают в интернет-пространстве.
Одним из камней преткновения для многих является его название: «Антиквар». Проистекает это, на наш взгляд, из-за неверного понимания картины.
![ДУРЫЛИН И УЧЕНИК ЕГО ПИГАРЕВ (2) 10.jpg ДУРЫЛИН И УЧЕНИК ЕГО ПИГАРЕВ (2) 10.jpg](/images/main/durilin-i-uchenik-ego-pigarev-2-fb73c2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergey_v_fomin/72076302/6452976/6452976_600.jpg)
Магазин «Антиквар». 1972 г.
На этом замечательном жанровом портрете изображены две девушки – продавщицы букинистического магазина. Почему же, в таком случае, задаются вопросом одни, такое название: «антиквар» вместо «антиквары»? Автор, предполагают другие, явно не из тех, кто вообще посещал букинистические магазины: иначе, пишут они, он назвал бы картину «Букинисты».
Далее, вполне ожидаемо, появились рассуждения об «идеализации реального»: слишком уж красивы и интеллигентны девушки для «продавщиц».
Наконец, называют (и вполне уверенно) место действия. Одни указывали на книжные магазины в Москве. Однако большинство сходилось на Ленинграде. И всё – с вполне конкретными адресами.
Примечательно: московский магазин «Антиквар» при этом даже и не упоминался. А ведь он-то, ныне уже не существующий, но названный художником по имени, и является одним из героев картины, на которой изображены две безымянные продавщицы одного из его отделов.
Как ни странно, но в публикациях, в том числе и в альбомах, название дается, как правило, неверно, без кавычек, хорошо еще, что пока что в единственном числе:«Антиквар», а не «Антиквары».
Только на открытке, напечатанной в 1984 г. издательством «Аврора», оно передано верно: «Антиквар».
|
</> |