Друзья, с которыми и врагов не надо
oadam — 04.07.2013 — ИсторияРовно 73 года назад, 3 июля 1940 года, британский флот атаковал французскую эскадру, стоявшую в алжирском порту Мерс-эль-Кебир. Тогда от рук англичан погибло 1297 французских моряков, которые всего за 10 дней до этого вместе с англичанами воевали против немцев. Так англичане в ходе Второй мировой войны начали серию операций по захвату или уничтожению кораблей французского флота, под общим названием операция «Катапульта».
Этому предшествовали определенные события.
20 мая 1940 года 28 англо-франко-бельгийских дивизий в Бельгии оказались в окружении. 28 мая Бельгия капитулировала, а немцы в районе Лилля окружили крупную французскую группировку. Британские войска, не приходя на помощь французским союзникам, спешно эвакуировались, и 31 мая французские войска были вынуждены сдаться.
22 июня Франция, оставленная Англией наедине с Германией, была вынуждена подписать в Компьенском лесу соглашение о прекращении военных действий. Согласно соглашению, французский флот был должен под контролем немецких или итальянских представителей, провести разоружение кораблей и демобилизацию команд. При этом французские корабли оставались в распоряжении Франции, и передаче Германии не подлежали.
Да и укомплектовывать тогда у немцев эти корабли было просто некем. В это время в Германии достраивались линкоры «Тирпиц» и «Бисмарк», тяжелый крейсер «Принц Евгений», и немецких команд на хватало и на комплектацию своих кораблей.
Но Англия уже списала Францию со счетов, и 3 июля 1940 года английская военно-морская ударная группировка «Эйч», подошла к порту Мерс-эль-Кебир, где предъявила вчерашним братьям по оружию ультиматум: или проследовать в английские порты, или самим затопить свои корабли. Французский командующий отверг условия ультиматума, сочтя их унизительными, и английские корабли открыли огонь.
Один из первых снарядов попал в линкор «Дюнкерк». Линкор «Прованс» вынесло на берег. У эсминца «Могадор» прямым попаданием была оторвана корма. Старый линкор «Бретань» от попаданий нескольких крупнокалиберных снарядов загорелся, а затем перевернулся. Однако главная цель англичан – линейный крейсер «Страсбург» остался неповрежденным. «Страсбург» и пять эсминцев, вырвались из гавани, прошли над неудачно установленными минами и ушли в открытое море.
А французы в Мерс эль Кебире похоронили 1297 своих офицеров и матросов, погибших от рук англичан.
После британской атаки большинство французских кораблей было переведено в Тулон, и вплоть до 1942 года немцы не предпринимали никаких попыток завладеть французскими военными кораблями. Когда же 26 ноября в Тулоне немцы всё же попытались их захватить, французские моряки свои корабли затопили, так что у них не один «Варяг», а много.
Я не знаю, вспоминают ли об этой операции во Франции и в Британии сейчас, когда проводят совместные союзнические мероприятия по празднованию победы над Германией (во всяком случае, в англоязычной Википедии статьи об этой операции нет, а французская статья очень сдержанна). Но тогда действия англичан по уничтожению своих братьев по оружию привели в ярость французов, вызвали возмущение во многих странах мира, и очень обрадовали Гитлера.
А как ему было не обрадоваться, если во Франции в результате резко возросли антибританские настроения, и значительно снизился поток добровольцев, которые откликнулись на призыв генерала де Голля вступить в ряды «Свободной Франции».
Уинстон Черчилль, выступая тогда в парламенте, сказал что «британскому флоту пришлось нанести жестокий удар по своим лучшим друзьям».
Как по мне, то с такими «друзьями» и врагов не надо…
|
</> |