Как Россия в 2022 году догнала Америку 1990 года на примере "Один дома"
anlazz — 21.01.2022 Увидел на «главной» забавный пост о том, что «Россия догнала Америку» на примере фильма «Один дома». Дескать, когда эта картина только вышла – в 1990 году –мы в России не могли даже предположить для себя такую жизнь, которая показана там. С многоэтажными частными домами, а главное – с праздничной иллюминацией на этих домах. Которая бывшим советским людям тогда – в момент выхода фильма – казалась верхом роскоши и уюта. А вот сейчас у нас наличествует и то, и другое – а значит, показанная в «Один дома» картина американского быта уже не вызывает такой острой зависти.Правда, если честно, то я когда смотрел указанный фильм, никому не завидовал: показанная там обстановка просто воспринималась, как «сцена из иной жизни». Ну, в самом деле, показывают же в кино, например, двор Людовика XV – так что же теперь, страдать по тому, что не живешь в Версале? (А если на экране будут, например, «Звездные войны», то что, надо сокрушаться из-за того, что не можешь перемещаться быстрее света и махать световым мечом?)
Впрочем, основная идея приводимого поста в данном случае не вызывает раздражения. Потому, что сейчас в РФ, действительно, намного больше вещей, напоминающих «американскую жизнь» из 1990 года, нежели было в 1990 году. Это и «те самые» коттеджи или таунхаусы, и мощные удобные автомобили, и наполненные продуктами полки супермаркетов, и яркая одежда, и даже «та самая» иллюминация, которая казалась столь несбыточной в начале указанного десятилетия. Причем, не только – и не столько – на частных домах, сколько на улицах городов. Включая самые «заштатные». Если же брать «незаштатные», то там уровень подсветки просто поражает: там освещается все и вся, как в каком-нибудь Нью-Йорке из 1930 годов. Правда, производится вся эта подсветка в Китае. (Впрочем, и в «Один дома», судя по всему, она не «отечественная», а японская или тайваньская.)
То есть, внешне РФ образца 2022 года действительно похожа на США образца 1990 года. Разумеется, не вся и не везде – в том смысле, что в коттеджных поселках, «похожих на Америку», проживает малое количество людей. (Индивидуальные дома, построенные после 1991 года, составляют не более 12% от всего имеющегося жилья. Причем, в эту цифру входит и сельское жилье.) Тем не менее, этого достаточно для того, чтобы «одноэтажная Россия» перестала быть экзотикой, причем не только для очень богатых. (Стоимость хорошей квартиры в центре города и дома на окраине у нас часто одинакова.) Однако в данном случае это не важно.
Важно то, что под этим внешним сходством скрывается очень серьезное различие. Причем, достаточно очевидное всем, кроме тех, кто в 1990 году – смотря данный фильм – пускал слюни на горящие на американских домах лампочки. И при этом не видел, например, главной особенности показываемого сюжета, на которой, собственно, и строилась вся интрига в «Один дома». Речь идет о том, что в показанной там семье было пятеро детей, в которых родители постоянно путались – и поэтому-то «сумели» потерять младшего Кевина. (Которому благодаря этому и пришлось отбиваться от воров.)
Надо ли говорить о том, что с современной Россией это не имеет ни малейшего отношения: у нас вот уже более 30 лет – с того самого 1990 года – рождаемость находится ниже уровня простого воспроизводства. (В 1990 году коэффициент рождаемости упал до 1.89 – хотя еще в 1989 был 2,01 – и с тех пор не поднимался выше 1,76.) То есть, проще говоря, увидеть в российских коттеджах счастливую многодетную семью – многодетную до того, что родители просто не помнят, где у них дети – практически невозможно. (Даже цыгане (!) и кавказцы сейчас редко рожают пятерых.)
Впрочем, и в самих Штатах сейчас с этим плохо: коэффициент рождаемости и тут находится ниже простого воспроизводства. Причем, как нетрудно догадаться, основной «прирост» в данном случае имеют не «белые обеспеченные семьи», а представители чернокожего населения и латиноамериканцы. Впрочем, подобная особенность была и в 1990 году: в реальности рождаемость «белых» как упала в 1970 годы, так и не поднималась. И текущее «падение коэффициента» показывает только то, что и прежние «демографически успешные группы» в стране «уравниваются» с общим уровнем. (Проще сказать, цветное население выбирают ту же «демографическую стратегию», что и «белое».)
Так что, наверное, самое забавное со всей этой ситуацией состоит, ИМХО, в том, что даже в 1990 году показанная в фильме картина не соответствовала реальности. Поскольку даже тогда в США белые многодетные семьи из среднего класса даже тогда были редкостью. И показанная там картина, скорее давала отсылку на действительно золотое время для Америки – на 1950 годы, когда пятеро детей в семье не выглядели чем-то из ряда вон выходящим – нежели на то, что было в 1990 году. (Коэффициент рождаемости в США середины 1950 годов составлял 3,8 – т.е., наличие четырех детей и выше тогда было практической нормой.)
Для «рождественской сказки», которой позиционировался «Один дома», это, разумеется, нормально – более того, иного ожидать от нее было бы странным. Тем более, что сам праздник Рождества не в религиозном значении – в котором он существовал в течение почти пары тысяч лет – а в привычном для нас значении «главного семейного события года», с веселым волшебником Санта Клаусом и обязательными подарками, вошел в жизнь американцев именно с 1950 годов. (Разумеется, сам Санта Клаус в роли волшебника появился еще в 1930, но тогда это было еще в новинку, в 1950 годы же стало нормой.)
Однако у нас в стране не было понятие «рождественской сказки»: «Ирония Судьбы», «Карнавальная ночь» и «Чародеи» - это несколько другое. (Смысл американского «Рождества» образца 1950 годов – это не просто «праздник и волшебство», это, прежде всего, декларация сверхценности семьи.) Поэтому советские и постсоветские граждане «образца 1990 годов» и увидели во всем этом, прежде всего, демонстрацию роскоши в виде огромных домов (про том, что они из «гипсокартона», тогда так же не знали), мощных машин и бытовой техники. Банально не поняв: о чем фильм, как он позиционировался авторами для своих зрителей. (Надо ли говорить, что об обитателях бывшего СССР последние не думали вообще.)
И в реальности мы должны воспринимать «Один дома», скорее, как декларацию уже тогда – в начале 1990 годов – заметного демографического кризиса. Поскольку счастливая многодетная семья – даже без учета внешних признаков богатства – это на тот момент уже явление маловероятное даже для «Мирового гегемона». (Подавляющей частью многодетных уже тогда были «цветные семьи», со всеми вытекающими отсюда особенностями.) Как, собственно, сказочной выглядела и сама «фабула» воссоединения матери и сына, которой завершается данная «рождественская сказка», и которая была на много порядков более важной для американцев, нежели все признаки «внешней роскоши» и богатства. (Реальная ситуация в американских семьях уже в 1980 годы была далека от «идеала», созданного тридцать лет раньше.)
Но что позднесоветский человек «образца 1990 года», что постсоветский «образца 2022» всего этого видеть не хочет – а точнее, не может. И замечает только роскошные дома, лампочки или машины – то есть, то, что выглядело столь «сладко» и недоступно в конце существования СССР. Скрывая все более важные ценности и основы бытия. Но об этом, понятное дело, надо будет говорить уже отдельно…
P.S. Впрочем, в «демографическом плане» РФ – как это не странно прозвучит – сумела «обогнать Америку» еще в «те самые» 1990 годы. В том смысле, что рождаемость тут как обрушилась в начале 1990 годов ниже уровня простого воспроизводства – в 2000 году коэффициент рождаемости составил тут аж 1,16 (!) – так и не может подняться выше этого уровня. (Максимум был в 2015 году, когда КР составлял 1,78 ) В то время, как Штаты, судя по всему, только сейчас переходят к чему-то подобному. (В 1990-2000 годах они сумели удерживать указанный показатель выше 2. И лишь с 2008 года тут началось серьезное падение – до 1,6 в 2020 году.)
|
</> |