Другое царство. Про прививки у растений.
plantarum — 30.10.2019 Когда приходится говорить про прививку растений, порой я чувствую себя инопланетянкой, пытающейся раз за разом установить контакт с иной цивилизацией. Долгие годы я не могла понять, почему появляются совершенно неожиданные вопросы. Например, нужно ли еще раз привить привитый много лет назад лимон. И только совсем недавно, как мне кажется, я нащупала, в чём тут подвох.Путаница возникает из-за русского термина "прививка". Так исторически сложилось, что по-русски мы называем это прививкой, и это слово всё запутывает.
Художник: Jacek Yerka
Слово "прививка" нам знакомо с детства и предельно понятно. Вот есть щенок, мы хотим защитить его от опасных болезней. Мы делаем щенку прививку - вводим в его организм вакцину, муляж возбудителя болезни. В ответ иммунная система щенка вырабатывает антитела, которые будут определенный период времени защищать его. Не от всех болезней - только от тех, от которых он привит. Барбос остался тем же, но приобрел новые способности - устойчивость к определенным болезням.
По-английски, да и по-русски часто, прививку животных (и человека) ещё называют вакцинацией - vaccination. От слова "вакцина". Вакцины выглядят по-разному. Это может быть жидкость - раствор для инъекции, а могут быть капельки, которые капают в рот. Или таблетки-горошинки. Или спрей. Это добавляет путаницы. Чуть ниже напишу, почему.
А вот - другой пример употребления слова "прививка". Другой, но в чем-то похожий. Мы говорим "ему с детства привили любовь к классической музыке". Имея в виду, что мама регулярно ставила малышу записи классических произведений, и вырос человек, который слышит в сложных сплетениях звуков красивые мелодии и диалоги инструментов. Английский термин здесь другой. Только не спрашивайте меня - какой. Я не настолько хорошо знаю английский. Но что-то мне подсказывает, что не vaccination.
И вот мы переходим к другому царству - к царству растений. В русском языке мы сталкиваемся с тем же самым термином - прививка. Вот у нас растёт молодая яблоня, и это дичок, мы знаем, что она будет морозостойкой и крепкой, но мы знаем также, что ждать от неё вкусных плодов не стоит. Плоды будут красивыми, но жесткими и кислыми. И тогда мы делаем яблоне прививку.
Художник: Jacek Yerka
Стоп.
Вот тут наш мозг предлагает нам ряд ассоциаций - вакцина в ампуле, горошки в баночке. Они растворяются в организме животного, после чего животное приобретает некие свойства. Если прививается любовь или хороший вкус (хорошие манеры) то улучшение человека производится с помощью книжек, аудиозаписей, спортивного или театрального зала.
Почему бы нам не улучшить растение с помощью почки культурного растения? Привить ему, так сказать, культурные навыки?
И вот здесь появляется эта ловушка. Почка культурного растения часто воспринимается как вакцина. Помните, чуть выше мы говорили, что вакцина может выглядеть по-разному? Почему бы ей не выглядеть как почка культурного сорта? Рос дикий невоспитанный лимон, ему сделали прививку культурным сортом лимона, и стал лимон культурным. Вроде как все новые ветки у него теперь будут "привитыми", то есть "культурными". Когда мы прививаем у себя лимоны, и объясняем, что все новые побеги на стволике нужно удалять, а расти должна только привитая на корень почка, этот момент в голове в большинстве случаев не укладывается, и нас переспрашивают раз за разом - а вот если побег появился совсем рядом с прививкой, его что тоже удалять?
Прививка у растений это не вакцинация ни разу. Это совсем другая история, она не про иммунитет и не про хорошие манеры. Она - про размножение. И размножаем мы не то растение, на которое привили культурный сорт. Размножаем мы именно культурный сорт.
По-английски это мероприятие называется grafting. Другое слово, другие цели. Vaccination - это для иммунитета. Grafting - способ размножения.
Растения мы размножаем семенами или черенками.
Проблема в том, что у многих культурных растений размножение семенами ведет к потере сортовых качеств. Из семян прекрасных сортов яблок, груш или лимонов вырастает не такой же точно сорт, а дичок.
В случае, когда размножение семенами не удается, растение размножают черенками. Черенковать растения пробовали почти все. Взял веточку, поставил в стакан с водой. Через некоторое время появляются корни. Просто и удобно. Но есть одна проблема.
Вот так выглядит корневая система двудольного растения, выросшего из семечка.
Картинка отсюда
От побега вниз идет мощный главный корень, от него отходит множество боковых корней. Проводящая система главного корня целиком переходит в проводящую систему побега, питая его наилучшим образом.
Теперь смотрите, как выглядит корневая система у черенка.
Картинка отсюда
Вместо мощного главного корня образуется множество придаточных корней. Потребуется немало времени, прежде чем корневая система разовьётся настолько, чтобы полноценно заменить главный корень.
Но есть удобный способ вегетативного размножения - размножение при помощи прививки, grafting. Берут маленький черенок, буквально пару почек, его называют привой. Берут растение, выращенное из семени, с хорошо развитой корневой системой, его называют подвой. Крону подвоя полностью срезают. После этого черенок-привой плотно приматывают к стеблю, идущему от корня-подвоя. Срез в срез. При этом совмещая у двух растений участки, расположенные между корой и древесиной. Именно в этом месте находятся постоянно делящиеся клетки, они называются камбий. Камбий обеспечивает рост многолетних двудольных растений в ширину. Если всё сложится удачно, камбий двух разных растений срастается и корень подвоя будет питать подсаженные на него почки привоя. Они быстро пойдут в рост и образуют новую крону.
А бывает и так. В 1940 году в Японии среди сеянцев кактуса Гимнокалициум Михановича, Gymnocalycium mihanovichii, нашлись бесхлорофильные формы. Они не смогли бы жить самостоятельно, так как отсутствие хлорофилла не позволяет им фотосинтезировать. Но выглядят они необычно и даже привлекательно. Чтобы они могли развиваться их стали прививать на другой кактус. Обычно на гилоцереус треугольный, Hylocereus triangularis, который полностью обеспечивает бесхлорофильный гимнокалициум питанием. Сейчас привитые гимнокалициумы Михановича можно увидеть в цветочных магазинах.
Гилоцереус треугольный, на который привит бесхлорофильный гимнокалициум, не выращен из семян. Он зачеренкован, это при массовом производстве оправдано.
Цитрусы, которые выращивают для разведения в помещениях, тоже часто прививают на укорененный черенок. Обычно в качестве подвоя берут кумкват или понцирус трехлисточковый.
Коротко подведём итог. Словом "привика" у растений называют способ размножения. Размножаем мы не то растение, на которое прививают что-то. Размножаем мы привой - культурное растение, редкий сорт, который по каким-то причинам испытывает сложности с образованием собственных корней. Если вы прививаете лимон, то вы не улучшаете его, а предоставляете его корень для размножения какого-то культурного сорта цитруса. С помощью прививки была размножена случайно обнаруженная в Шропшире в 1884 году форма ели с ветками, растущими не вверх, а вниз. Эту форму назвали 'Inversa' и благодаря размножению прививкой она стала легко доступной садоводам.
Картинка отсюда
Именно с помощью прививки сохранили и размножили спонтанную мутацию яблони, обнаруженную в Канаде в 1964 году и давшую начало всем колонновидным сортам.
Картинка отсюда
А что дальше? Как живётся такому химерному растению, у которого корень это один организм, а крона - совсем другой?
А дальше происходит много интересного, и это тема для отдельного разговора, потому, что корень и крона влияют друг на друга, и с растениями порой происходят вещи удивительные, и для исследователей здесь поле непаханное.
Вот вам на десерт одна из самых известных необычных химер, Лабурноцитисус Адама, Laburnocytisus 'Adamii .
Картинка отсюда
Это химера, полученная в результате прививки ракитника пурпурного, Chamaecytisus purpureus, на корень бобовника анагировидного Laburnum anagyroides. В итоге получилось растение, на котором одни побеги как у ракитника, другие - как у бобовника, а некоторые и вовсе смесь обоих видов. Появилось это чудо в 1825 году в одном из питомников близ Парижа. Что-то пошло не так, и клетки двух видов причудливо перемешались, но не стали конкурировать, а мирно сосуществуют вместе, удивляя садоводов.
|
</> |