Original D&D, Башни и Баррикады, феодализм и всё-всё-всё (средневековый
gest — 21.12.2024 В качестве пролога: цитата-1, цитата-2Когда я сначала увидел статью d&d is anti-medieval моей первой реакцией было, в целом, согласие с автором, но также определённое недоумение. Я говорил об этом — "американец написал американское, а не европейское, где здесь твист?" Я заранее был готов согласиться с тем, что "усреднённое средневековое европейское" фэнтези не является ни средневековым, ни европейским.
И потом, это точно не может быть нашим средневековьем, просто потому, что там есть магия и чудеса. Феодализм с лёгкой авиацией — это не то же самое, что феодализм без авиации. А в OD&D каждый полноценный замок представлял собой ещё и воздушную базу с системой ПВО и биологическими аналогами самолётов Первой мировой. Вместо "этажерок" — орлы, грифоны, гиппогрифы, но суть та же. Правила для воздушного боя и бомбометания в книжечке присутствовали.
Но чем больше я читал первоисточники, тем меньше мне нравилась позиция автора изначальной статьи.
Американский характер D&D он обосновать не смог — я писал, что D&D своим характером обязано не американской истории, а мировой приключенческой литературе. (Про Дикий Запад писали не только американцы, а американцы писали не только про собственный фронтир, но и про Южную Америку, Африку и Азию.) Вся раннесоветская критика буржуазной массовой культуры с её культом хапуг-авантюристов автоматом задевает D&D, там нет ничего специфически американского.
С советской точки зрения, классические приключенцы, какими они показаны в D&D — это либо колонизаторы, занимающиеся истреблением непокорных племен и разграблением древних руин, либо сыщики-пинкертоны, выслеживающие и ликвидирующие кровожадных культистов-сатанистов, т.е. коммунистов. Как сказал бы товарищ политрук, это сеттинг, созданный буржуазией и про буржуазию (Герои золотого мешка (тм)).
А сверхзадача игры — подготовка унтер-офицерского и младшего офицерского состава для последней битвы Капитала с освобождённым рабочим классом.
[Про унтеров, конечно, потом отвалилось, но вот контрреволюционная пинкертоновщина на месте. Мы с женой смотрели недавний фильм "Dungeons & Dragons: Честь среди воров", так там какие-то красные волшебники (!), хотели разрушить старый мир до основания, устроив некрореволюцию и превратив всех живых в умертвия. Что они уже однажды проделали в собственной стране(!!).]
Но было ли в OD&D что-то, что отсылало бы напрямую к западноевропейскому средневековью? Я сходу увидел две такие вещи.
1. Классовый состав партии в изначальной версии: воины, клирики, маги.
Не буду сейчас растекаться мыслью по древу, этот набор должен быть знаком всем, кто читал рассуждения об исторической специфике Западной Европы. Это Власть на основе военной аристократии и это Церковь (которая тоже власть, но другая). Полицентричность, как чисто европейская фишка. Нужны ли здесь дополнительные ссылки и цитаты?
При этом, ДнДшные клирики с их доспехами и оружием отсылают именно к западной, католической церкви. Многие приводили в пример следующий эпизод из "Алексиады" (Анна Комнина):
"Это увидел один латинский священник, тринадцатый по счету из тех, кто сражался вместе с графом. Стоя на корме, он стал метать в Мариана стрелы. Но Мариан не пал духом и продолжал яростно сражаться, побуждая к тому же и своих воинов, так что раненным и изнуренным соратникам латинского священника пришлось трижды сменяться. Но сам священник, хотя и получил много ран и был весь залит кровью, бестрепетно продолжал битву.
Представление о священнослужителях у нас совсем иное, чем у латинян. Мы руководствуемся канонами, законами и евангельской догмой: «не прикасайся, не кричи, не дотрагивайся, ибо ты священнослужитель». Но варвар-латинянин совершает службу, держа щит в левой руке и потрясая копьем в правой, он причащает телу и крови господней, взирая на убийство, и сам становится «мужем крови», как в псалме Давида. Таковы эти варвары, одинаково преданные и богу и войне".
Стоит вспомнить епископа-воина Турпина из "Песни о Роланде" (как считается, контаминация исторического Тильпина и его предшественника, светского епископа Милона).
"Турпин поверг на землю Синьорела,
Что был волхвом и в ад уж раз спускался.
(Ему Юпитер чарами своими
Помог сойти.) — «Вот истый негодяй,
Поганый мавр!» — сказал архиепископ.
«Убит, проклятый! — молвил граф Роланд. —
Брат Оливьер, могуч удар Турпина!»"
И, конечно же, нельзя не упомянуть епископа Одо (соратника Вильгельма Завоевателя), который на знаменитом гобелене из Байё изображён на коне и с дубиной. Что стало одним из источников популярной байки про средневековых священников, которые, участвуя в битвах, якобы выбирали ударно-дробящее оружие, чтобы "не проливать кровь" и не нарушать обеты.
Это была неправда (тот же выдуманный епископ Турпин из "Песни о Роланде" резал и колол сарацин направо и налево), но это наверняка повлияло на Гайгэкса, когда он прописал, что клирики могут использовать только дубинки, палицы, боевые молоты и тому подобное оружие. Конечно, мог сыграть свою роль и роман "Тень ползи!" любимого Гайгэксом Абрахама Мэррита, где говорилось о том, что друиды не проливали кровь во время жертвоприношений: "В древнем Карнаке и в Стоунхендже в старину друиды своими дубовыми, каменными и бронзовыми кувалдами били жертвы по груди, пока не разбивали ребра и не превращали сердца в месиво".
Теперь маги. Про них сказано следующее:
"Top level magic-users are perhaps the most powerful characters in the game, but it is a long, hard road to the top, and to begin with they are weak, so survival is often the question, unless fighters protect the low-level magical types until they have worked up."
Маги в начале самый слабый класс, а в эндшпиле — самый сильный.
Они нуждаются в покровительстве воинов — сначала физическом, а потом, возможно, и финансовом, так как маги не считаются властью и не могут собирать налоги с крестьян. (Когда случайным образом накидываются неписи-хозяева замка, есть вероятность, что в окружении высокоуровневого мага-волшебника сгенерится высокоуровневый воин, а в свите высокоуровнего воина-лорда — его придворный маг.)
Маги знают изначальный язык магии ("единственный язык, который был не придуман, а открыт", как было сказано в каких-то более поздних материалах) и спускаются в подземелья в поисках древних свитков с заклинаниями, которые они могут переписать в свои колдовские книги. Помимо этого, они могут тратить время и деньги на эксперименты с целью открыть новые заклинания.
Маги символизируют европейскую науку тех времён, когда она была ещё Искусством, неотличимым от магии. Вот как Исаака Ньютона называют первым современным учёным, а заодно последним из магов (см. "Newton, The Last Magician"). Другое дело, что в OD&D подобная научная магия, основанная на формулах, правильных ингредиентах и знании символов и истинных имён реально работает — ну так там и чудеса святых работают, примером чего являются клирики.
[Собственно, "вэнсианская" магия "Подземелий и драконов" является научной по своему происхождению, так как концепцию позаимствовали из произведений Джека Вэнса из цикла об Умирающей Земле, где магия — это как раз выродившаяся супернаука. В честь Вэнса получил имя легендарный лич Векна, Vecna — это анаграмма Vance (1, 2, 3).]
С учётом всего этого, я развлекался, представляя заданные правилами замки магов в стилистике НИИ или университета. Если вы попадёте в руки волшебников, то-первых, у вас могут "попросить" грант на науку, потому что гранты им всегда нужны (подарок в денежном эквиваленте, от 1000 до 4000 монет). Могут затребовать себе один из имеющихся у вас магических артефактов — ну, в музейную коллекцию или для исследований, короче, для нужд науки. В худшем случае на вас повесят гейс и отправят в научную экспедицию за новыми экспонатами.
Власть военной аристократии, которая владеет землёй и собирает подати с крестьян, власть церкви, которая тоже владеет землёй и собирает подати, и третье, слабое звено — университетская культура и завязанная на неё наука. Наука, которая потенциально является самым сильным фактором, если дать ей время развиться. С точки зрения символов, это Средние века в Западной Европе, как они есть.
2. Религиозное противостояние.
Если внимательно посмотреть на правила "нулевой редакции", то Law vs. Chaos — это не мораль персонажей, это их религия. И работает мировоззрение в игре, как религия.
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.
Да, Хаос — это "религия зла", духовные лидеры Хаоса прямо так и называются — "верховные жрецы зла", Evil High Priests. Но также очевидно, что это не может быть самоназванием, это их так враги называют, по принципу "наши благородные разведчики — их подлые шпионы". Классическая картинка:
Опять можно вспомнить "Песнь о Роланде", где с одной стороны благородные рыцари, воины добра и света, которые с нашей современной точки зрения творят какую-то жесть:
Епископы там воду освятили
И повели креститься сарацин.
Кто не хотел креститься, — тех, не медля,
Французы жгли и вешали, и били…
А с другой стороны — их враги, неверные, у которых, конечно же, есть собственные священники и монахи, но все они отвратительные демонопоклонники, которые обращаются с молитвами к силам ада. Ещё сарацины поклоняются идолам и везде понатыкали статуи своих божков, из которых главными являются Аполлон, Магомет-Бафомет и Терваган — их нечистивая троица. Ну и всё в таком духе.
Короче, об исламе мы (как коллективный автор, исполнитель, слушатель поэмы) не знаем ничего. Но это не мешает нам их ненавидеть.
И это очень средневековая история. Понятно, что кровь лилась везде, где сталкивались религии нового типа. Уйгуры-манихеи резали буддистов, японские буддисты резали христиан. Мусульмане воевали со всеми и иногда с друг другом. Но если брать историю христианства вообще и западного христианства в частности, то тут будут такие фундаментальные сюжеты, как:
— Саксонские войны, когда Карл Великий воевал против язычников-саксов и Вендский крестовый поход против славян-язычников.
— Эль-Классико, "средиземноморское дерби", христиане против мусульман. Крестовые походы, Реконкиста, далее — османы.
— Альбигойский крестовый поход против катар.
— Разборки между католиками и протестантами.
(В двух последних случаях особенно характерно, что речь шла о людях, в принципе, одной культуры, одного языка, одного уровня социального развития. И для каждой стороны её противники были буквально слугами дьявола и врагами Добра.)
Вот ситуация, которую мы видим в OD&D: борьба двух религиозных традиций, где с обеих сторон присутствуют замки, лорды, религиозные центры, воины-фанатики. Это далеко не Дикий Запад.
Ещё в OD&D было "нейтральное" мировоззрение, но это были как евреи на фоне христианско-мусульманского противостояния. Не верят ни в то, ни в другое, могут вести дела и с теми, и с другими, получают пинки и от тех, и от других. Клирики-нейтралы могли быть только низкоуровневыми. Часть орков и огров, кстати, была нейтралами (!). Но при этом, если игрок, служащий Хаосу, становился лордом и владельцем замка, он мог в качестве гарнизона нанимать орков-хаотиков, они с радостью шли служить под флаги единоверца. А стоили орки в два раза дешевле людей, потому что они типа как местные.
P.S.
Характерно, что такой спорный современный автор, как Тарновский (скрывающийся под псевдонимом Урбанский), выпустил свою версию ролевой игры "старой школы", "Крещение огнём" (Baptism of Fire), где попытался раскрыть метафору: действие происходит в Польше начала 11 века, "Порядком" (Добром и Светом) являются элиты, насаждающие новую веру, "Хаосом" — оставшиеся центры сопротивления язычников.
"But while Christianity had many progressive ideas that appealed to many people, there would nevertheless be a great many who would refuse to give up their age-old gods and heathen traditions without a fight. (...) The Christianization of Poland was also the taming of that land, purifying it of the dangers of the dark wild and bringing the light of civilization and its accompanying stability and prosperity. In the standard Baptism of Fire campaign, the player characters are agents of that civilizing force."
|
</> |