Древние народные рецепты
diak_kuraev — 09.12.2023Приведу несколько примеров из своей врачебной практики во вверенном мне приходе, чтобы убедиться, насколько желательно сближение пастыря церкви с прихожанами на почве оказывания народу медицинской помощи
Приходит ко мне прихожанка Ольга. — «Батюшка, зубы очень болят,“ говорит она. «Почему?" спрашиваю я.—«Не знаю: должно быть ревматизм в зубах. На днях ходила к соседке—знахарке кровь пускать; представьте, целых шесть банок под правую челюсть поставила, довольно таки долго натирала десны старинным серебряным рублем, имеющим изображение креста. Некоторым помогает, мне нисколько.
Приходит Екатерина. «Рожа на ноге, должно быть от испуга : дома других лекарств не было, наложила разжеванный с разсолом салакушки хлеб; боль значительно смягчилась, но нога все более и более распухает; сосед от такой самой Божьей кары позапрошлую неделю избавился этим же средством»;
Приходит, похрамывая Кузьма. «Батюшка, окажите милость! я совсем
в беде; четвертую неделю нога не поправляется: малость хватил
топором о большеберцовую кость. Рана все увеличивается, ухудшается,
часто кровоточит и дикое мясо нарастает. Под рукою ничего такого не
было, немножко золы насыпал. Раз случилось видеть, как сосед Иван,
когда оскоплял поросят, на свежие раны насыпал тоже золы и говорил,
что зола первое средство против порчи раны. Я про себя после
размышлял: одна ведь Богом плоть создана, будь то человека, будь
поросенка; раз у поросенка от золы рана заживает, то почему у меня
не заживет? Когда заметил, что в ране дикое мясо нарастает, налил
пару капель соляной кислоты; действительно, можно сказать,
превосходное было лекарство: дикое мясо тотчас задымилось и
почернело,
однако, Бог знает, почему рана не заживает».
Приходить ко мне Иван, поддерживаемый своей женой; еле—еле
держится он на ногах;
голова у него перевязана несколькими вдоль и поперек скрученными
платками; лицо окровавлено; запекшаяся кровь испещрила и
обезобразило лицо до неузнаваемости. «Батюшка, вот так Божие
наказаниe нас посетило! Навзрыд жалуется жена. Муж на крестьбинах
поссорился с соседом Иваном, и тот за обеденным же столом ранил
мужа прямо в висок; кровотечь никак не унимается; довольно мы
накладывали на рану паутины и свежего лошадиного помета, но ничто
не помогает; кровь все сочится из
раны».
Приходит девица Татьяна. Мокнущий лишай у нее половину головы совсем изуродовал; ухо сплошь покрыто пузырчатой сыпью кровянистокраснаго цвета; волоса от струпьев прилипли к голове; из болячки сочится стекловидная жидкость и постепенно засыхает в виде чешуи; зуда кожи нестерпимый. « Чем лечила язву?» - спрашиваю. — «По совету тетки мазала потным налетом с оконных стекол и никотином, скопляющимся в чубуках трубок.
Приходит другая Татьяна и начинает тоже жаловаться на лишай. «Мазала куриным пометом и натирала камнем, о который обыкновенно чешутся и трутся свиньи; куриный пометь действительно иногда сгонял лишай, от натирания же камнем никакой пользы не вижу».
Священник А. Я. Необходимо ли пастырю церкви знание гигиены и медицины? Голос местного сельского пастыря // Рижские епархиальные ведомости. 1904. № 8 (апрель), сс.322-325.
***
Тех, кто из этого текста готов перейти к генерации собственных текстов об исключительном убожестве русского народа, придется осадить: Это рассказ о жизни эстонского села. В оригинале из имен приводятся параллельно по русски и по эстонски и готическим шрифтом, который я тут не могу воспроизвести.
Еще там есть интересное сообщение:
«у простого народа сложилось предубеждение против Юрьевского университета, что якобы там людей живыми варят в котлах и кто туда раз попал, тот и пропал» с.331.
|
</> |