Два папы
diak_kuraev — 06.12.2023В фильме «Два папы» рассказывается об эпизоде из жизни папы Франциска.
В 1976 в Аргентине устанавливается режим военного диктатора Хорхе Виделы
Двух священников (иезуитов, профессоров семинарии, которые учили в том числе и нынешнего папу Франциска) хунта желает наказать за связь с оппозицией.
По фильму хунта не может этого сделать, пока те являются действующими католическими священниками. Они давят на провинциала ордена иезуитов в Аргентине Бергольо — и тот отстраняет этих священников от служения (отправляет в запрет).
После этого глава хунты получает возможность расправы над этими уже-не-священниками. 23 мая 1976 г. Орландо Йорио и Франсиско Халикса (Франц Джалич, Ференц Ялич) были похищены боевиками, и в течение 5 месяцев они содержались под стражей, причем они подвергались пыткам
Бергольо потом всю жизнь кается в этом своем предательстве. Один из его учителей потом примирился и сослужил с Бергольо; второй — не простил его.
Версия самого Папы такая:
- Что случилось? Как вы, будучи провинциалом, пережили эту трагическую ситуацию? Против вас были выдвинуты тяжкие обвинения…
— Отцы Ференц Ялич и Орландо Йорио работали в народном квартале, и работали хорошо. Ялич был моим духовным отцом и исповедником на первом и втором курсе богословского факультета. В квартале, где он работал, была партизанская ячейка. Но иезуиты не имели с ней ничего общего: они пастыри, а не политики. А их без вины арестовали. Не нашли, в чём обвинить, но девять месяцев продержали в тюрьме, подвергая угрозам и пыткам. Потом они были освобождены, но такое оставляет глубокие раны. Ялич сразу пришёл ко мне, и мы поговорили. Я посоветовал ему уехать к матери в Соединённые Штаты. Ситуация на самом деле была очень смутная и неясная. Потом возникла легенда, будто это я сдал их в тюрьму. Так вот: месяц назад Аргентинская епископская конференция опубликовала два тома (из трёх запланированных) со всеми документами, относящимися к тому, что происходило между Церковью и военными. Там вы всё найдёте.
Но вернёмся к событиям, о которых я рассказывал. Когда ушли военные, Ялич просил у меня разрешения вернуться в Аргентину, чтобы провести курс Духовных упражнений. Я его пригласил, и мы вместе отслужили Мессу. Потом я с ним виделся, уже когда был архиепископом, а затем Папой: он навестил меня в Риме. Мы всегда поддерживали добрые отношения. Но когда он в последний раз навестил меня в Ватикане, я видел, что он страдает, потому что не знает, как со мной говорить. Между нами была дистанция. Раны тех прошлых лет остались и у меня, и у него, потому что мы оба пережили те гонения.
Некоторые в правительстве хотели «снять мне голову», и выдвинули не столько эту проблему с Яличем, но поставили под вопрос вообще всё моё поведение при диктатуре. Меня вызвали в суд. Дали мне возможность выбрать, где меня будут допрашивать. Я выбрал епископскую резиденцию. Допрос длился 4 часа 10 минут. Один из судей очень настойчиво расспрашивал о моём поведении. Я на всё отвечал правдиво. Но, с моей точки зрения, единственный серьёзный, обоснованный, грамотный вопрос был задан адвокатом, принадлежавшим к коммунистической партии. И благодаря этому вопросу всё прояснилось. В конце концов была установлена моя невиновность. Но на том суде почти ничего не говорилось о Яличе, речь шла о других людях, попросивших помощи.
Двоих из тех судей я потом увидел снова — здесь, в Риме, будучи Папой. Один был вместе с группой аргентинцев. Я его не узнал, но у меня возникло ощущение, что где-то я его видел. Я всё смотрел на него и смотрел. И думал: «Это кто-то, кого я знаю». Он меня обнял и ушёл. Потом мы увиделись ещё раз, и он представился. Я сказал ему: «Я сто раз заслуживаю наказания, но не по той причине». Я сказал, что на эту тему совесть моя спокойна. Да, я заслуживаю суда за свои грехи, но тут хочу внести ясность. Приходил и другой из трёх судей и сказал мне прямо, что они получили от правительства указание осудить меня.
Но хочу добавить, что, когда Ялича и Йорио схватили военные, положение в Аргентине было смутное: просто непонятно, что делать. Я сделал то, что считал нужным, чтобы защитить их. Это очень прискорбная история.
Ялич был хороший человек, человек Божий, ищущий Бога, но пал жертвой окружения, к которому не принадлежал. Он и сам это понял. То было активное партизанское окружение — там, где он служил капелланом. В документации, опубликованной в двух томах, вы найдёте правду об этом деле.
***
А я эту историю (киноисторию) сравниваю с текущей российской церковной хроникой. Тоже «два папы»: Римский и Московский.
Патриарх и епископы требуют от священников безусловной и гласной лояльности режиму. Тем, кто иначе, чем они сами, соотносит Евангелие с действиями Кремля, они угрожают лишением сана. И реализуют свои угрозы, тем самым увеличивая для таких изгнанных клириков риск ареста и тюрьмы. И порой, пожалуй, и прямо желая именно этого. Предполагать в этих епископах покаянное движение совести (как в фильме) было бы уж слишком фантастическим преувеличением.
Вообще трудно вспомнить случай, когда бы русский епископ защищал своего священника перед лицом гражданского начальника (и даже спонсора). Для епископа «свои» это не сельские попы, а областная элитка.
В «Двух папах» Бергольо уговаривает священников: «Так надо для защиты церкви!». И слышит в ответ: «С каких это пор призвание церкви в том, чтобы защищать саму себя, а не бедных?».
|
</> |