"Дремлет за горой мрачный замок мой..."
new_vodokachkin — 03.02.2024 Не так давно, толкуя о том, о сем с коллегой vladicusmagnus, вспомнили мы советско-белорусского писателя Владимира Короткевича, чье творчество лично мне пришлось весьма по вкусу еще в давние студенческие годы - причем не в пример многому многому на все лады превозносимому. Ну да, "белорусский Вальтер Скотт", как его кто-то из литературных критиков назвал еще при жизни (во всяком случае, "Дикая охота короля Стаха" известна более чем). И, зная за собой обыкновение читать совершенно бессистемно, задумался я, а нет ли у этого автора чего-нибудь, мною до сих пор нечитанного. Оказалось......что таки да, есть кое-что, чего не нашлось в свое время в нашей универовской библиотеке -
- тоже отличная вещь, как оказалось (или можно сказать - подтвердилось, поскольку я по прежнему опыту такого и ожидал). Все здесь бывающие давно в курсе, что я рецензий не пишу, так что и на сей раз ограничусь несколькими словами.
Во-первых, шикарный детектив - уже потому, что черта с два угадаешь до самых финальных страниц, кто главный гад, как он построил свои козни, и на фига вообще оно ему надо было. Ну, посещают по ходу развития сюжета отдельные догадки на этот счет, но... все в итоге оказывается не совсем так или даже совсем не так. А еще порадовала тема расшифровки тайнописи, на мой субъективный взгляд, оставляющая знаменитых "пляшущих человечков" далеко в офсайде.
Во-вторых, пусть это прозвучит вроде бы банально, сами персонажи, обрисованные без особых длиннот, зачастую вообще кратенько, но при этом проходят перед тобой живые люди, а не картонно-схематичные фигуры и не марионетки на ниточках. И ведут они себя как живые люди, а не абстрактные "образы" - даже в тех случаях, когда выглядят, прямо скажем, весьма причудливо.
В-третьих, детектив исторический, частью захватывающий события трехвековой (относительно нашего времени уже четырехвековой) давности, однако без всякого ретроидеализма, в отечественной литературе пустившего густые корни, никакого вам преклонения перед "величьем минувшего дня". Я бы даже сказал, что - как и в упомянутой "Дикой охоте..." - прошлое в романе больше всего ассоциируется с затхлыми подземельями, где лежат без всякой пользы зарытые сокровища (описанные буквально парой фраз - что примечательно, в отличие от тех же старинных книг), откуда тянет могильным тлением и трупной гнилью. И по-своему символичен эпизод, в котором нормальный советский школьник закидывает в болото извлеченный из саркофага череп сдохшего века назад князя, морального урода и дегенерата.
Наконец - ну как же не оседлать любимого конька! - драка описана со 100-% реализмом, никаких вам "бились они три дня и три ночи с перерывами на обед". Можно предположить, что писатель по причине определенных жизненных коллизий в этой стороне бытия тоже знал толк.
Да, еще полно лавкрафтовски-мрачных и на первый взгляд вроде бы мистических спецэффектов, или как бишь это терминологически правильно зовется применительно к литературе, однако все они (опять же как и в "Дикой охоте...") в итоге оказываются абсолютно материальными.
В общем, могу вполне искренне рекомендовать к прочтению. Единственно, читать лучше не урывками, а неторопливо, смакуя, как изысканный деликатес или хорошее вино, которые не стоит глотать в спешке - тогда можно ощутить вкус во всей полноте оттенков.
|
</> |