Говорят, что Китай
будет править миром, так ли это я еще не точно не могу ответить, а
вот то, что за 10 дней в Китае строят дорог столько же, сколько
было построено в России за весь 2008 год, знают не все. .
В Китае к дорогам относятся как к важному инструменту укрепления
государственности, поэтому проблеме уделяют большое внимание. Темп
строительства достигает 30 тысяч километров многополосных автострад
в год, а его технологии (укладка основания полотна из бетонных плит
и покрытие его асфальтом) обеспечивают эксплуатацию в 20 - 25 лет.
Стоимость 1 километра четырехполосной автострады:
- Китай — $2,9 млн
- Бразилия — $3,6 млн
- Россия — $12,9 млн (трасса Москва — Санкт-Петербург с
15-го по 58-й км — $134 млн; Четвертое кольцо Москвы — около $400
млн)
В Китае общая протяженность сети автодорог составляет 1,9 млн км,
из которых 133 тыс. км приходится на платные автодороги. В 2007
году протяженность сети платных скоростных магистралей в КНР
составила 53,6 тыс. км. К 2020 году прогнозируется, что
протяженность сети автодорог КНР возрастет до 3 млн км, из которых
на платные скоростные магистрали будет приходиться 85 тыс. км.
Китайцы не делают ничего сверхъестественного — они учитывают темпы
роста благосостояния граждан, увеличение числа машин и рост объемов
грузоперевозок. Что касается низкой стоимости их дорог, она
объясняется дешевизной рабочей силы и материалов и хорошей
организацией строительства. В Китае ориентируются на издержки,
существующие в других странах, снижают их в 2—2,5 раза и эти суммы
предъявляют подрядчикам. В России деньги выделяются исходя из того,
сколько было потрачено в прошлых периодах. За 10 дней в Китае
строят дорог столько же, сколько было построено в России за весь
2008 год.
- C 2003-го по 2008-й в Китае было проложено 480 тыс. километров
дорог
- Общая протяженность — 1,9 млн километров
- К 2020 году она должна достигнуть 3 млн километров
- В Китае 300 000 автодорожных мостов, 700 из них длиннее
километра
Оплата в значительной части проводится по итогу работ. У нас же
подрядчику сразу выделяются деньги, а качество принимается любое.
Китайский подрядчик из полученной суммы страхует дорогу, и ремонт
производится не из бюджетных средств, а из страховых. Да и
«коррупционный налог» в Поднебесной куда меньше, чем в России.
Тем немение, к крупных городах часто случаются заторы и
автомобильные пробки. За пре-делами городов дороги бывают так
загружены, что скорость машин не превы¬шает 40 км/ч. Удивительно,
но на шоссе и даже на автомагистралях вам встретятся пешеходы,
телеги, запряженные лошадьми, велосипедисты, даже трак¬торы,
которые местные жители используют как рейсовый транспорт. Все эти
помехи заставляют китайских водителей бесконечно пользоваться
звуковым сигналом.
В 2005–2010 годах годовые инвестиции на создание сети национальных
скоростных автомагистралей составляют 17–18 млрд долл. США, а с
2010 до 2020 г. ежегодные инвестиции оцениваются приблизительно в
12 млрд долл. США. В 2007 г. в Китае было построено 8,3 тыс. км
новых платных скоростных автомагистралей, в 2008 г. планируется
ввести еще 6 тыс. км платных скоростных автодорог и довести их
общую протяженность почти до 60 тыс. км.
Для сравнения: в Российской Федерации в настоящее время
автомагистрали и скоростные автодороги практически отсутствуют. На
перспективу к 2020 году планируется построить в РФ только 3 тыс. км
платных скоростных автодорог. В Китае в результате реализации
долгосрочной программы по строительству национальной системы
скоростных автомобильных дорог будет создана сеть платных
автомагистралей, охватывающая регион с населением в миллиард
человек. Система скоростных автомагистралей Китая называется «Сеть
7-9-18», по числу магистралей:
- 7 линий, расходящихся лучами от Пекина;
- 9 линий, направленных с севера на юг;
- 18 линий, направленных с востока на запад;
- 5 кольцевых линий и более 30 соединительных дорог.
В КНР существует два типа платных дорог:
- «правительственные», которые строятся за счет кредитов,
предоставляемых Правительству КНР различными банками. Такие дороги
эксплуатируются как платные в течение 15 лет, а далее, после
возврата кредитов, должны переводиться в бесплатные;
- «коммерческие», которые строятся за счет собственных и заемных
средств корпораций, срок платной эксплуатации таких дорог – 25
лет.
Плата за проезд по платным автодорогам Китая варьируется от 4,2
цента США за 1 км до 10 центов США за 1 км для легковых
автомобилей. Для грузовых автомобилей тарифы сопоставимы с
величиной сборов, установленной, например, в Германии – 0,12–0,21
долл. за 1 км. Для того, чтобы добраться из Пекина до Фучжоу (на
юго-востоке Китая), за проезд легкового автомобиля придется
заплатить около 1600 юаней, что почти соответствует стоимости
авиабилета на это же направление.
Что ж, нам остается лишь мечтать о такой автотранспортной системы
как в КНР, или же …