Дорога - фантом

топ 100 блогов olegmatvey18.08.2017 Дорога - фантом 1968_bologoe_dno.jpg

Вверху на заглавной фотографии, вы видите одну из страниц атласа железных дорог СССР.
Если приглядитесь повнимательнее, то можете рассмотреть "отросток", тупиковую ветку Валдай - Крестцы. Там обозначено три промежуточных станции. На самом деле остановок было больше, просто атлас не отображал небольшие посадочные платформы.


Каким же образом образовался такой странный "отросток", ведущий от Валдая не до Новгорода, а всего лишь до соседнего райцентра (пусть даже и крупного) Крестцы?
Дело в том, что в годы Первой Мировой войны, в Российской империи началось широкомасштабное строительство магистральных железных дорог, которые должны были резко улучшить стратегическое положение русских войск, сражавшихся на Западном фронте - и вообще многое изменить, переформатировать в экономике государства.

Ниже на двух картах, позаимствованных вот здесь, вы видите две из таких магистралей.
Первая: Валдай - Великий Новгород - Нарва.
Вторая: Орёл - Смоленск - Великий Новгород - Санкт-Петербург.
Каждая из этих железных дорог была построена лишь частично - помешала начавшаяся революция и последовавшая за ней Гражданская война.
В том числе, был построен участок Валдай - Крестцы.

Дорога - фантом valdaj-krestcy.jpg

Дорога - фантом spb-orjol.jpg

Следует отметить, что Российская империя в Первую Мировую войну действовала гораздо более умело и явно меньшей кровью, чем позднее советская власть, в годы Второй Мировой войны.
Пока царь держался на престоле, немцы так и не смогли взять Ригу (которую в 1941 году взяли на десятые сутки после начала войны), так и не дошли до Минска (который в 1941 году был взят гитлеровцами на шестой день войны - причём советское руководство узнало об этом из передачи лондонского радио).
Население Российской империи не знало таких бедствий, такого голода, которые обрушились позже на Советский Союз.
Русским женщинам не приходилось пахать поля на себе, русским детям не приходилось довольствоваться нищенской карточной пайкой.
Это при том, что в Первую Мировую войну приходилось воевать не только на Западе, но и на Кавказе, против Османской империи, которая была намного больше современной Турции. Первая Мировая война шла на всём протяжении от Балтики до Персидского залива (да-да, на территории Ирана тоже шли бои).
И кайзеровская Германия (как и её союзники) была неизмеримо лучше подготовлена к ведению широкомасштабной, глобальной, затяжной войны - чем жалкие гитлеровские импровизаторы, которые только в 1935 году начали воссоздавать полноценную армию, авиацию и военно-морской флот.
Тем не менее, повторюсь - Российская империя противопоставила агрессии достаточно умело управляемые войска (которые на ряде фронтов вообще воевали только на территории противника) и умело управляемую экономику. Уровень рождаемости в России был таков, что население империи во время войны не уменьшалось, а увеличивалось. Причём - это был уровень рождаемости именно в русских семьях, а не где-нибудь на национальных окраинах.
Россия совершенно не зависела от поставок продовольствия из стран-союзниц и русским солдатам не приходило в голову сказать: "Если б не американцы - мы бы с голоду сдохли". Америка вообще вступила в ту войну очень поздно, только в 1917 году.
А вот от советских ветеранов Отечественной войны, нечто подобное слышать приходилось. Трудно подсчитать, сколько солдат и мирных жителей спаслось американской тушёнкой (и разумеется не только тушёнкой), в ту эпоху, когда вместо "бестолкового" царя, страной управляли жутко толковые большевики.

Несмотря на войну, на территории государства шло обширное строительство - которое вовсе не ограничивалось теми железными дорогами, которые упомянуты выше.
Например - практически с нуля была построена железная дорога в Заполярье, и там на ровном месте возник портовой город Романов-на Мурмане (современный Мурманск), через который в Россию пошли грузы из стран-союзников.
Всё строительство (и железной дороги, и города, и крупного морского порта) заняло ОДИН ГОД.
На Дальнем Востоке было завершено строительство магистрали до Тихого океана, исключительно по территории России (до этого действовала железная дорога через Маньчжурию, через территорию Китая).
Строились железные дороги в Средней Азии.
Активно возводились заводы и фабрики
Это не считая резкого увеличения (в разы) выпуска продукции военной промышленностью.
И всё это строительство (ВНИМАНИЕ!) как-то обходилось без использования дармового труда зэков и стройбатовцев, без массовой смертности на стройках.

Не падайте со стула, но даже план индустриализации, которой так гордятся коммунисты - был разработан, и даже начал частично осуществляться, именно в царскую эпоху. Большевики потом присвоили себе авторство всех этих проектов - которые осуществили далеко не полностью, и с такими жертвами, которые ужаснули бы даже Ивана Грозного.
Посмотрите ещё раз на вышеприведённые карты, и вы убедитесь, что на данных участках, при советской власти использовались только те железнодорожные линии, которые успела проложить империя. А чего не успел сделать царь - того и не подумал доделать совок...

Следует отметить, что такое широкомасштабное строительство, вызвало очень серьёзные опасения у историков, археологов, и у всех неравнодушных людей. Ведь Новгородская земля - это колыбель русской цивилизации.
Например, серьёзную озабоченность высказывал Николай Рерих.
Привожу ниже два его письма:

1)
Николай Рерих

НОВГОРОДСКИМ СТРОИТЕЛЯМ

"Богатое место Городище. Кругом синие заманчивые дали. Темнеет Ильмень. За Волховом - Юрьев и бывший Аркажский монастырь. Правее сверкает глава Софии и коричневой лентой изогнулся Кремль. На Торговой Стороне белеют все храмы, что "кустом стоят". Виднеются Лядка, Кириллов монастырь, Нередица, Сельцо, Сковородский монастырь, Никола на липне, за лесом синеет Бронница. Все как на блюдечке с золотым яблочком".

Так писал я в 1910 году, после раскопок в Новгороде.

Теперь слышу, что именно этот замечательный исторический вид собираются перерезать железнодорожным мостом. Даже болотистое место, даже изменчивое русло Волхова около Ильменя не страшит, лишь бы испортить одну из лучших страниц нашей старины. И нет желания попытаться перенести линию по другую сторону Новгорода.

С горечью знаем, что мы не любим свое. Знаем, что защита своего, древнего, прекрасного вызывает мало сочувствия и много угроз и насмешек. Но все же во имя культуры, во имя уважения к прошлому, во имя лучшего будущего попросим еще раз: пощадите Новгород. Обойдитесь бережно с этой колыбелью русской общественности.

Перерезать, отемнить один из лучших русских видов легко. Испортить, очернить, оклеветать - самое любимое занятие темных людей.

Но попытайтесь без ущерба поднять город; привлеките к нему новые силы, не зарывая светлые дали.

Новгород берегите.
1916


2)
Николай Рерих

ЗА НОВГОРОД

Мне пишут: "Ну что же ваши общества, где они и что ими охраняется? Организуйте защиту - вся ваша деятельность взывает к вам". При письме прислана искренняя статья А. Анисимова из "Речи" о нелепом проекте проведения железной дороги через Новгород, которая перережет самые священные, исторические места.

Радуюсь, что находятся люди, восставшие за священность и красоту старины; отчасти могу их успокоить.

Общество защиты памятников искусства и старины уже весною обсуждало это возмутительное дело и, конечно, единогласно и горячо решило воспрепятствовать нелепому проекту; затем была мною передана в совет общества записка о значении мест, подвергающихся опасности искажения. Не было двух мнений о том, что прикасаться к лучшим историческим местам кощунственно и немыслимо в наши дни понимания настоящих государственных народных ценностей.

О значении этих самых мест Новгорода мне пришлось писать еще в 1910 году, по поводу раскопок в новгородском Детинце, а теперь, чтобы не повторяться, скажу только:

Стыдно нам, если и в наши дни вырастают такие проекты. Неужели наше строительство, так нужное и долгожданное, должно проходить лишь среди кощунства над лучшими местами государства. Неужели это нельзя предвидеть и вести проект дороги по ту сторону Новгорода, где ничто не нарушится, да, кстати, и болот меньше.

Верю, что министр путей сообщения не даст совершиться делу непоправимому.

Все - для войны сейчас. Но все подвиги, все строительство и творчество должны быть с сознанием своего достоинства, во имя будущего роста отечества, при котором священность лучшего прошлого - залог культурного и светлого будущего - ляжет краеугольным камнем.

Если германцы безгранично унизили свою прошлую культуру злодеяниями в Лувене и Реймсе, то неужели мы можем повредить нашу колыбель общественности, наш священный Великий Новгород?

1916


Источники: первый, второй.

Так что, как видим, в ту эпоху вполне существовало общественное мнение, которое не дремало, и которое не позволяло совсем уж пренебрегать историческими ценностями (или, допустим, экологией).
Это вам не советская эпоха, когда можно было безнаказанно взрывать Храмы, или превращать их в склады для навоза - а протестующих расстреливать из пулемётов, либо топить в прорубях...

Регулярное пассажирское движение по железной дороге Валдай - Крестцы, существовало вплоть до 1992 года.
Нерегулярное (эпизодическое) - до 2006 года.
На сегодняшний день, эта железная дорога отмечена на всех местных картах - но без станций. То есть - как техническая ветка.

Итак, вчера, 17 августа 2017 года, я решил пройтись по этой железной дороге - до деревни Некрасовичи, а оттуда свернуть к озеру Еглино. В общем - большие были на день планы, в которых железной дороге отводилась второстепенная роль удобного путепровода и ориентира.
Давайте посмотрим, что из этого вышло...

По дороге, которая ведёт от Долгих Бород к шоссе Москва - Санкт-Петербург, я добрался до переезда через вышеупомянутую железнодорожную ветку Валдай - Крестцы.
Рядом с переездом - пассажирская платформа. Не новая и не идеальная - но очень даже приличная для линии, на которой уже много лет нет никакого пассажирского движения.
И опавшими листьями она не засыпана, и трава через потрескавшийся асфальт не пробилась - и сам асфальт вовсе не потрескавшийся...

1)
Дорога - фантом DSCN6425.JPG

2) Рельсы конечно тронуты ржавчиной - но именно тронуты, не более того. Они абсолютно целые, хорошо закреплены, шпалы бетонные (и не старые), гравий насыпан практически свежий, все светофоры исправно работают. Хоть сейчас пускай по рельсам любой поезд...
Дорога - фантом DSCN6426.JPG

3) Путь явно поддерживается не просто в исправном, а в хорошем состоянии.
Дорога - фантом DSCN6427.JPG

4) Это вид на окрестности с линии. И кстати, почему-то очень много слепней. Кусаются зверски...
Дорога - фантом DSCN6428.JPG

5)
Дорога - фантом DSCN6429.JPG

6) Идём дальше. Впереди поворот. Кусты и прочая растительность вокруг, как-то подозрительно "приблизились" к линии - на что я в тот момент не обратил внимания...
Дорога - фантом DSCN6430.JPG

7) Смотрим по сторонам...
Дорога - фантом DSCN6431.JPG

8)
Дорога - фантом DSCN6432.JPG

9)
Дорога - фантом DSCN6433.JPG

10) И вдруг - бамс! Впереди тупик. Тупик на линии, которая поддерживается в приличном состоянии, где исправны все светофоры и регулярно подсыпается свежий гравий!??..
Дорога - фантом DSCN6434.JPG

11) Не теряя присутствия духа, я спокойно обошёл заграждение. Здесь - вид на него с другой, "задней" стороны.
Дорога - фантом DSCN6435.JPG

12) А за тупиком - всё! Никакой железнодорожной линии на Крестцы не существует (хотя, повторюсь, она отмечена на всех картах, только без станций). Местами рельсы на насыпи ещё присутствуют (равно как и шпалы) - а местами уже нет. И всё постепенно зарастает...
Дорога - фантом DSCN6436.JPG

13) Некоторое время честно иду по шпалам дальше, вперёд - надо же убедиться до конца, что впереди, линии как таковой действительно йок...
Дорога - фантом DSCN6437.JPG

14)
Дорога - фантом DSCN6438.JPG

15)
Дорога - фантом DSCN6439.JPG

16) Груда полусгнивших шпал валяется на склоне.
Дорога - фантом DSCN6440.JPG

17) Вокруг конечно всё живописно, даже несмотря на обилие слепней...
Дорога - фантом DSCN6441.JPG

18) Но линия становится всё более и более непроходимой. Идти не просто неудобно (гораздо хуже чем по обычной лесной просеке, с учётом полусгнивших шпал под ногами), но даже опасно - учитывая возможность встречи со змеями, которые любят, в принципе, греться на прогретых солнцем пригорках, в густой траве...
Дорога - фантом DSCN6442.JPG

19)
Дорога - фантом DSCN6443.JPG

20) В конце концов, плюнув на всю эту затею, поворачиваю назад...
Дорога - фантом DSCN6444.JPG

21) Вновь пройден тупик - и опять глазам предстаёт вполне приличная железная дорога.
Дорога - фантом DSCN6445.JPG

22) И вот опять мы на той платформе, о которой упоминалось выше.
Неплохо она выглядит - для никем не используемой остановки на тупиковой ветке, которая заканчивается примерно через километр, за ближайшим поворотом...
Дорога - фантом DSCN6446.JPG

И здесь невольно возникают два вопроса:
1) Почему линию Валдай - Крестцы не пытаются достроить до Великого Новгорода? Ведь в таком случае получился бы сквозной путь Бологое - Валдай - Великий Новгород - Санкт-Петербург, который был бы ОБЯЗАТЕЛЬНО востребован.
2) Для кого и для чего поддерживается в порядке небольшой "аппендикс", тупиковая ветка и пассажирская железнодорожная платформа?..

Ниже вы видите карту-схему Валдайского района.
На этой карте я зелёным цветом отметил ту часть железной дороги Валдай - Крестцы, которая реально существует и поддерживается в порядке.
Коричневым цветом отмечена линия, которой в реальности уже практически нет.
Сиреневым цветом отмечен путь по шоссе из Долгих Бород к железной дороге и к автотрассе Петербург - Москва.
Дорога - фантом map_reg_big.jpg

Лично я думаю, что сохранившийся "отросток" железной дороги берегут и поддерживают в порядке, исключительно по причине близкого расположения правительственной резиденции, и может быть, ради находящейся неподалёку от резиденции воинской части.
Конечно, не так уж далеко расположены такие крупные железнодорожные станции как Валдай (на линии Бологое - Псков - Таллин) и Угловка (на линии Москва - Петербург).
Однако если необходимо куда-то отъехать (или наоборот, откуда-то приехать), что-то привезти или увезти, не привлекая излишнего внимания - для этой цели очень хорошо подходит заброшенная и никем не используемая (но находящаяся в хорошем состоянии) платформа в лесу, на безлюдной железнодорожной ветке, к которой ведёт приличное шоссе. Я так полагаю...

23) Ладно, топаем назад. Перед нами дорога, которая ведёт к Долгим Бородам, от шоссе Петербург - Москва. Она как раз и проходит рядом с вышеупомянутой платформой.
Дорога - фантом DSCN6447.JPG

24) Смотрим по сторонам...
Дорога - фантом DSCN6448.JPG

25)
Дорога - фантом DSCN6449.JPG

26)
Дорога - фантом DSCN6450.JPG

27)
Дорога - фантом DSCN6451.JPG

28) Рябина начинает уже краснеть...
Дорога - фантом DSCN6452.JPG

29)
Дорога - фантом DSCN6453.JPG

30)
Дорога - фантом DSCN6454.JPG

Ну вот такая получилась прогулка...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Самая маленькая прибалтийская страна Эстония просто создана для спокойного, расслабленного и в то же время интересного отдыха. Многогранность этой маленькой прибалтийской страны не оставит разочарованным никого, а размеренность жизни подарит желание вернуться вновь. Для ...
Не по себе делается, когда узнаешь, что те, кто когда-то звали тебя замуж, не любят своих жен, не занимаются детьми и покупают проституток. А я ведь запросто могла оказаться "там", ибо довольно серьезно относилась к этим предложениям руки и ...
...
В ближайшие 20 лет население начнет доплачивать государству за медицинские услуги, считают эксперты Высшей школы экономики. Это связано с тем, что власти не смогут полностью финансировать здравоохранение. Доступность медицинской помощи в стране в ближайшие 20 лет ухудшится и население ...
Экипаж второго Crew Dragon 2 - Майкл Хопкинс, Виктор Гловер, Шеннон Уокер, Соити Ногути Популист, распильщик американского бюджета, демагог и ничего не понимающий в космосе Илон Маск опять запустил Crew Dragon 2 с 4-мя астронавтами на МКС. Случайно получилось, разумеется. Сам ...