рейтинг блогов

Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.

топ 100 блогов id7715.05.2023 Здравствуйте уважаемые.
На очереди у нас  Анри (Генрих) Брокар и его знаменитая фирма «Брокар и Ко» - компания, которая буквально кометой ворвалась на наш отечественный рынок и оставила на нем такой след, что о ней вспоминают и по сей день :-)
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
Вы, наверное, слышали о духах "Красная Москва", верно? Ну так вот - разработаны они были на фабрике Брокара в 1913 году, в честь 300-летия Дома Романовых, и первоначально они назывались "Любимый букет императрицы".
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
У нас принято называть Анри  - Генрихом Афанасьевичем Брокаром. Это потомственный и очень талантливый парфюмер, который с юных лет решил искать свой путь, и дорого занесла его в Москву. Он начал работать на фабрике промышленника Гика, но вскоре смог уйти от него и открыть собственное небольшое дело. Капитал для открытия собственной фабрики в Москве Брокар получил, после того, как продал известной французской фирме "Рур Бертран" своё открытие (новый способ изготовления концентрированных духов) за 25.000 франков.
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
Анри и Шарлотта

15 мая 1864 г. состоялось открытие предприятия Брокара в Теплом переулке в Москве. Изначально на предприятии работало всего три человека (сам Генрих Брокар, ученик Брокара А.И. Бурдаков и рабочий Герасим). Удивительно, но начать Анри решил не с духов, а...с мыла. Увидел свою ниши и свои интерес в этом.
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
Эта фабрика, или точнее мыловарня производила от 60 до 120 кусков мыла в день, а сам Брокар надевал свой лучший костюм и на пролетке развозил товар по мелочным лавкам. Схожу и сразу дело пошло. Качество мыла было отменным, а цена дешева.
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
К тому же Брокар с ходу показал, что у него шикарные креативные способности в рекламе. Супругой Анри и его "правой рукой" стала бельгийке Шарлотта Реве, которая выросла в России. Она предложила выдавливать на мыле русские буквы, а само мыло делать фигурным. Анри радостно ухватился за это. И вскоре настоящим бестселлером стало «Детское» и стоило оно всего копейку.
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
О нем заговорили, его узнали и стали покупать буквально все для своих детишек.
Брокар тут же нанес главный удар и выпустил еще один свой шедевр- мыло "Народное", которое тоже стало стоить 1 копейку и которое начали раскупать все. Это был успех. Ибо у конкурентов что-то подобное стоило от 10 до 35 копеек.
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
Дело пошло очень сильно. Появились новые виды мыла: "Глицериновое", "Греческое" (почему то очень популярное), "Мятное мыло", "Русское мыло", "Кокосовое мыло".Затем появилось фигурное мыло с необычными для того времени названиями: мыло «Шар», мыло «Огурец», "Мандарины" и т.д.
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.

Разбогатев на мыле, Анри решил вернутся к своей первой и главной страсти - парфюмерии. Приобретя нового компаньона саксонца купца Василия Германа, они учредили товарищество, и построили новую фабрику.
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
А в 1872 году открыли первый крупный собственный магазин в Москве. Жена Шарлотта занималась ди­зайном упаковки, придумывала на­звание для продукции и прекрасно вела переговоры. Помимо мыла на фабрике стали производить пудру «Лебяжий пух», помаду «Румяш крем «Снежинка». Все в ярких упаковках, с красивыми этикетками, которые народ расклеивал на стенах и коллекционировал, словно открытки.
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
Анри же решил делать парфюмерию и косметику для всех. Плюс, у него было немало нововведений. Например, была выпущена нарядная коробка с парфюмерным набором (всего 10 предметов), которая стоила всего 1 рубль. Согласитесь, интересно. Теперь крестьянин на ярмарке мог купить жене и дочерям в качестве гостинца целый набор косметических средств за 3 копейки: нарядную коробку с пудрой, помадой и куском мыла, предметами, радовавшими каждую женщину.
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
Или скажем случай, произошедший в 1882 году. На Всероссийской промышленно-художественно выставке был построен фонтан, из которого вместо воды бил одеколон "Цветочный". По сути, это было просто рекламная компания нового товара. Посетители бросали в фонтан платки и пиджаки, а потом долго благоухали как цветы. Так же, как и «Народное мыло», «Цветочный» стал первым массовым одеколоном в России. И очень популярным
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
Однако кроме массовой продукции, Брокар мечтал создавать и элитную парфюмерию. И тут его ждал успех. Правда ему помог случай и собственная оригинальность.
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
В 1873 году в столицу пожаловала Великая княжна Мария Александровна, на приеме в Кремлевском дворце Генрих решил пойти «ва-банк». Низко кланяясь, он преподнес высокой гостье изысканный букет из... воска. Когда княжна наклонила голову к цветам, ее восхищению не было предела — искусственные розы, ландыши, нарциссы благоухали, как настоящие, каждый своим ароматом! На изумленные возгласы княжны, что такого чуда она не встречала во всей Европе, Брокар скромно произнес: «В Европе — нет, а в Москве — есть». Ему разрешили писать на своих товарах: «Поставщик двора её императорского высочества великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской». Впоследствии его продукция стала поставляться к испанскому королевскому двору.
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
Пошли многочисленные награды на выставках. Финансовые показатели росли сумасшедшими темпами. Начинал с 12 000, а к 1900 году оборот начал составлять 2,5 миллиона рублей!!!
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
Однако, в том же 1900 году Анри Брокар, долго мучавшийся с печенью, умер. Его дело унаследовала супруга Шарлотта, а затем их сыновья Александр, Эмиль и дочь Евгения. Последняя вышла замуж за русского француза Петра Жиро, владельца фабрики шелка, и тоже помогала братьям. Главный помощник Брокара Алексей Бурдаков возглавил мыловарение на фабрике и работал на фирме как минимум до 1915 года.
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.

К 1917 году фирма Брокар дос­тигла зенита. Обороты её выросли в 750 раз по сравнению с первоначальными. Революция все разрушила, однако и после 1917-го, уже без упоминания основателя, продукцию фирмы продолжали выпускать десятки советских лет. Сама же фабрика после национализации получила новое название - Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат № 5. Фабрика носила это название до 1922 г., пока главный парфюмер Брокара не предложил назвать её «Новая Заря». Эта фабрика работает и по сей день.
Дореволюционные предприниматели России. Князь парфюма - Анри Брокар.
Ну а в Германии ныне действует компания Brocard Parfums GmbH, которая открыта предками тех самых Брокаров.
Вот такая вот интересная история.
Приятного времени суток.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В статье о "Народном измерителе пульсации" я давал ссылки на магазин Samiore (FEIYANG), где я уже многократно покупал различные модули. К сожалению микроконтроллеры NodeMCU пришли совсем не такие, как обещали. Из-за кризиса комплектующих Arduino-совместимые платы, раньше стоившие ...
Любит? не любит? Я руки ломаю и пальцы разбрасываю разломавши так рвут загадав и пускают по маю венчики встречных ромашек... (В. Маяковский)     2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Недавно один из моих друзей ...
Я сейчас опять кое-что скажу. Тихонько. Шепотом. Потому, что аж самой не по себе от своих мыслей. На тему наличия детей, точней необходимости их рождения, продолжения рода и вот это вот все навязанное социумом. У меня нет детей и возраст вроде бы уж подходит к критической отметке, когда о ...
Своим неудачным опытом попытки покупки обуви B arbour делится Геннадий Хочу поделиться неудачным опытом покупке в английском интернет магазине Bells Shoes. Интернет-шопер я начинающий. Хотя Ваш блог читаю давно. Но больше чем на Yoox не замахивался. А тут пройдя ...
Фабричные пельмени сегодня - еда для не самых обеспеченных людей. Как там ни стараются премиальные бренды придать им солидности, все равно приходится продавать со скидкой 35-50%. Просто иначе не берут. И в этих условиях производители вынуждены идти на ослабление стандартов качества. ...