Малые северные народы. Чуванцы
id77 — 12.05.2023 Здравствуйте уважаемые.В прошлый раз вспоминали Алюторцев: https://id77.livejournal.com/5010381.html
Сегодня предлагаю начать рассматривать многочисленные народы на Чукотке. И начать предлагаю с Чуванцев. Это отдельная народность, хотя близкое к уже разбираемым нами юкагирам. Во всяком случае, языки у них точно похожи. И даже само название чуванцы происходит от юкагирского чаунджи — «приморские, береговые жители». Хотя, возможно и от речного топонима - реки Чауна.
В начале 19 века чуванцы поделились на две этнографические группы:
- кочевые, или оленные, по культуре близки с оленными чукчами, коряками;
- оседлые, их еще называют анадырцами, марковцами. Основная часть обрусевшая.
Их осталось немного, что-то около 1000 человек.
Большая часть чуванцев проживает на Чукотке (в Анадырском районе). В селах Усть-Белая, Снежное и Чуванское живут чуванцы с родным чукотским языком, в поселке Марково и городе Анадыре — русскоязычные чуванцы.
Вообще языковая ситуация оседлых чуванцев уникальна: они считают, что между собой, в семьях, в дружеских группах, говорят на «марковском диалекте» русского языка, в школе же и с чужаками — на русском, близком к литературному. Однако исследования лингвистов показывают, что в реальности никакого «марковского говора» в настоящее время не существует: в любых ситуациях жители с. Марково говорят на русском без заметных диалектных отличий. На практике диалект сохраняется в виде списков слов, которые переписываются и хранятся как свидетельство этнической самобытности.
Оседлые чуванцы жили в общих с русскими старожилами и юкагирами селениях, включавших до трех десятков срубных домов, обычно с плоской крышей, без потолка, с деревянным или земляным застланным оленьими шкурами полом. Оконные проемы закрывались пленками, изготовленными из китовых кишок, или специально выделанными оленьими шкурами — окончиной. Дома обогревали чувалами — очагами из тонких жердей, скрепленных плетнем и обмазанных глиной. Кочевые чуванцы жили в ярангах чукотского типа со спальным пологом.
Зимой носили теплую одежду - двойную меховую кухлянку и двойные штаны, летом - камлейку, глухую одежду с капюшоном, того же покроя, что и кухлянка, но из ровдуги или ткани. Чуванцы-марковцы использовали русскую одежду.
Хозяйство и культура оседлых и кочевых чуванцев существенно различались. Для оседлых чуванцев-марковцев был характерен юкагирский тип хозяйства, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на речных переправах, разведение ездовых собак. Основу хозяйства кочевых чуванцев составляло крупнотабунное оленеводство чукотско-камчатского типа.
Основу питания чуванцев составляло мясо оленя, рыба. В лесу собирали различные коренья, травы, ягоды. Рыбу квасили в ямах, солили, заготавливали юколу. Красную рыбу вялили в больших количествах, заготавливали впрок для себя и собак. На праздники пекли пироги, хлеб. Из напитков употребляли брагу (бурдук), пили в большом количестве чай. Кочевые ели в основном оленину.
Когда улов рыбы удавался плохим, чуванцы голодали, погибало большое количество собак. Тогда к оседлым на помощь приходили оленеводы, которые безвозмездно снабжали их оленьим мясом.
Кочевые чуванцы сохранили традиционные верования, основанные на анимизме, почитали духи природы и животных. Некоторые родственные группы связывали происхождение своих предков с медведем, волком, другими животными. Чуванские шаманы занимались лечением, гаданием, предсказаниями погоды. Играя на бубне, шаманы искусно подражали голосам животных и птиц. На духовную культуру оседлых чуванцев большое влияние оказало православие. Марковцы ходили в церковь, крестили новорожденных, венчались, отмечали православные праздники, читали церковные книги, но в то же время почитали духов-хозяев реки, леса, различных животных. Каждую весну они приносили жертвы р. Анадырю, бросая в реку во время ледохода подарки: чай, мясо, жир.
С приходом православия и русских чуванцы начали справлять свадьбы по русским обычаям. Перед праздником жених устраивал дома мальчишник, невеста у себя собирала девичник. Перед свадьбой брачующиеся дарили другу другу подарки. Обычно жених преподносил невесте свадебную одежду.
Покойных хоронили по-православному, но мужчине в гроб клали спиртное, табак, женщине — орудия для рукоделия. Раньше народ отмечал сезонные праздники, которые были связаны с хозяйственным оленеводческим циклом. Празднования сопровождались анимистическими ритуалами, жертвоприношениями, забоем оленей. Было распространено гадание на оленьей лопатке, зооморфных, антропоморфных фигурках.
Приятного времени суток.
|
</> |