О танках КВ-2 "гродненского" эшелона. Танки на станции Лида.
iam_krasnoyarsk — 13.01.2025 Продолжение темы танков КВ-2 с "гродненского" эшелона. Начало здесь, здесь, здесь и здесь.Напоминаю, что в предыдущих записях речь шла о танках КВ-2 с "гродненского эшелона", которые были выгружены на станции Юратишки и попали в батальон 24-й Железной стрелковой дивизии. 28 июня 1941 года эти танки участвовали в боях под Сурвилишками.
В данной записи расскажу о танках КВ-2 с другой части "гродненского эшелона", которую вернули на станцию Лида, где эти танки были разгружены частями 17-й стрелковой дивизии. Всего могло быть разгружено на станции Лида до 10 танков КВ-2, о боевом применении которых на данный момент практически ничего неизвестно.
Впоследствии шесть танков КВ-2 из числа выгруженных на станции Лида, как минимум, два года фотографировали проезжающие через Лиду немецкие фотографы, поэтому фотографий этих танков известно очень много.
Итак начнем по порядку. Согласно информации из Справки начальника оперативного отдела штаба 21-го стрелкового корпуса подполковника Регблата и воспоминаниям командира 55-го стрелкового полка 17-й стрелковой дивизии подполковника Скрипки, 17-я Горьковская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Бацанова в район Лиды прибыла к 24-му июня 1941 года походным порядком не в полном составе без гаубичного полка и противотанкового дивизиона, без тылов и половины боекомплекта.
На станции Лида был обнаружен эшелон с танками КВ. Дальнейшие события с этим эшелоном пока известны только из воспоминаний заместителя начальника по политической части полковой школы 55-ого стрелкового полка 17-й стрелковой дивизии Рогаткина, в которых присутствуют неточности в виде неправильной фамилии командира 17-й СД:
«На станции стояли эшелоны с танками КВ и Т-34, эшелоны сопровождал технический персонал. Все танки были заправлены горючим, но отсутствовал личный состав, который мог управлять этой техникой. По приказу комдива 17-ой генерал-майора Богданова мы выявили среди солдат и младшего комсостава тех, кто мог сесть в танки и управлять ими, но таких нашлись единицы (бывшие трактористы). Танки спускали с платформ, отгоняли в указанные места, закапывали в землю и использовали их как орудия»
В дальнейшем 17-й стрелковой дивизии пришлось оборонять Лиду против частей двух немецких пехотных дивизий. 35-я пехотная дивизия наступала на позиции 17-й СД с северо-запада, а 161-я пехотная дивизия наступала с севера в стык 17-й и 37-й стрелковых дивизий 21-го стрелкового корпуса. Собственно части 336-го пехотного полка 161-й ПД при поддержке пикирующих бомбардировщиков из корпуса Рихтгофена и овладели Лидой к вечеру 27 июня 1941 года.
При этом среди прочих трофеев в городе и окрестностях было обнаружено три танка тяжелого типа с 15 см гаубицами. Другие упоминания танков КВ-2 в немецких документах 35-й и 161-й пехотных дивизий по району Лиды мне обнаружить не удалось.
В общем, получается, что в районе Лиды применить танки КВ-2 как танки из-за отсутствия экипажей и быстрого выхода немцев к городу частям 17-й стрелковой дивизии так и не удалось, а воспоминания политрука Рогаткина в этой части вполне достоверны.
На данный момент по району Лиды опознаны только шесть танков КВ-2, пять из которых немцы притащили на станцию Лида из ближайших окрестностей, а один, который ныне учтен на профильной странице сайта под номером 71, был опрокинут на самой станции на железнодорожные пути при его разгрузке нашими частями и в таком виде был захвачен немцами.
Причем долгое время существовали подозрения, что этот танк при разгрузке опрокинули немцы, а так как были известны снимки танка КВ-2 на платформе, который ныне учтен под №109,с характерным повреждением воздушного экрана, которое присутствует на снимках обоих танков.
Но позже эти подозрения не подтвердились, так как оказалось, что у опрокинутого КВ повреждения экрана отсутствовало и появилось позже, видимо, при неудачных попытках его эвакуации. А танк КВ-2 на платформе таким образом уехал, скорее всего, в Куммерсдорф.
Здесь надо также сказать, что никаких нанесенных мелом номеров на бронировке маски пушки нет ни у танка №71, ни у танка №109.
Изначальное местоположению других пяти танков КВ-2, которые потом оказались в Лиде пока точно не установлено. Но они были оставлены на обочинах двух больших дорог, видимо, к юго-западу от Лиды. Вероятно, командование 17-й стрелковой дивизии хотело усилить оборону этих направлений с помощью танков КВ-2.
В альбоме немца из противотанкового дивизиона 256-й пехотной дивизии ГА "Центр" был и снимок застрявшего танка КВ-2 с "гродненского эшелона", который учтен на профильной странице сайта под номером 15. Снимок в альбоме был подписан как Maly Olzew и датирован 5-м июля 1941 года (ссылка).
Так что можно предположить, что в подписи речь идет о деревне Малое Ольжево Лидского района Гродненской области БССР, которая находится примерно в 8 км юго-западнее станции Лида. Подпись выглядит вполне достоверной, так как некоторые другие упомянутые в подписях к другим снимкам топонимы вполне опознаются.
Видимо, 5 июля противотанковый дивизион 256-й ПД проезжал мимо Maly Olzew либо располагался на отдых в его окрестностях, а застрявший танк был сфотографирован около дороги через лесной массив между Малое Ольжево и Лидой.
Позже этот танк был вытащен из болота и перетащен на станцию Лида. Номера на бронировке маски пушки у этого танка также не было. Изначально выбоин от попаданий немецких снарядов танк также не имел.
Вероятно, где то в том же районе на той же, судя по телеграфным столбам, дороге был оставлен и танк КВ-2, который на странице сайта учтен под номером 39. По этому танку были подписи типа дорога Гродно - Лида, а также дорога Лида - Липнишки.
Так что точное место потери танка пока неизвестно, но на его снимках около танка видны 152 мм снаряды и снарядные ящики. Видимо, к этому танку был доставлен боекомплект и из его орудия вполне могли вести огонь по фашистам.
На бронемаске этого танка КВ-2 видны буквы АМ(?), а также двухзначный номер 38. Так что логично предположить, что этот танк имел заводской номер Б-4738.
Вероятно, недалеко от этих двух вышеупомянутых танков и от дороги, на которой они были оставлены, загнали в лес танк КВ-2 с заводским номером Б-4699, который ныне учтен на профильной странице сайта под номером 96. Напомню, что его заводской номер четко обозначен на бронемаске пушки. Там же рядом с номером видна и буква П. Возможно, это начальная буква фамилии сопровождающего этот танк танкиста.
Снимки этого танка проходили неоднократно проходили в одних подборках со снимками танков №№ 15 и 39. Боевых повреждений этот танк также изначально не имел. На снимках танка также видны снаряды.
На другой, опять же судя по одинаковым телеграфным столбам, остались стоять еще два танка КВ-2, которые учтены по номерами 90 и 95. Снимки обоих танков неоднократно подписывались именно как Лида, так что, видимо, остались стоять они совсем недалеко от города.
На бронемаске пушки танка КВ-2,который учтен под номером 90, видны буквы АМ(?), а также двухзначный номер 40. Так что логично предположить, что этот танк имел заводской номер Б-4740.
На маске пушки другого КВ-2,который учтен под номером 95, четко виден его заводский номером Б-4704, а также буква Е. Возможно, это начальная буква фамилии сопровождающего этот танк танкиста.
В этих танках также имелись снаряды. Оба танка оставлены по техническим причинам, так как боевых повреждений не имеют.
Позже по этой дороге проходили через район Лиды подразделения 28-й пехотной дивизии 8-го армейского корпуса ГА "Центр". Но в её документах упоминаний о обнаруженных тяжелых танках также найти не удалось.
Как уже говорилось выше, все эти танки были немцами впоследствии доставлены на станцию Лида. Вероятно, как на самую близлежащую. Кроме того, в немецком Beutelager на этой станции оказался один танк БТ-7 с конической башней, несколько танков Т-26 разных модификаций, в том числе и огнеметных, несколько плавающих танков Т-37 и танкеток Т-27, тягач Коминтерн и несколько тягачей Т-20.
Есть еще танки КВ-2, снимки которых подписывались как Лида, но, судя по тому, что немцы их не перетащили на станцию Лида, оставлены они были довольно далеко от города. Поэтому речь о них пойдет в отдельной записи.
А пока на этом всё. Исправления и дополнения приветствуются, так как, возможно, что-то запамятовал уже или пропустил какие-нибудь важные подробности.