Допортартурил
ruslan_rb_kg — 17.01.2024
Ну, дочитал я "Порт-Артур" Степанова. Что сказать... Работа
монументальная. Читается легко. Видно, что автор воевал сам, и
наземную войну он описывает крайне интересно и детально, со знанием
дела - особенно всё, что касается артиллерии и осадных работ.
Автору удаются образы положительных персонажей - лично мне
запомнились прапорщик Борейко и, внезапно, генерал Надеин,
описанный как эталонный крутой дед, выгодно выделяющийся на фоне
стесселевской камарильи, несмотря на всю свою замшелостьА остальное всё скорее плохо. Прочитав два толстенных тома, какой вывод мы делаем о ходе осады? Почему пал Порт-Артур? А потому, что генерал Фок был японским шпионом. Да, автор устами персонажей проговаривает неготовность страны к войне, глупость командиров и так далее, но по итогу выходит, что три четверти неудач обороны связаны с тем, что генералу Фоку японцы обещали двадцать миллионов баксов за сдачу крепости. И Стесселю тоже, но тот был такое космическое ссыкло, что даже предать боялся. И вот Фок целенаправленно задерживал резервы, досрочно сдавал форты, устранял толковых командиров, и так далее. А ещё генерала Кондратенко тоже он убил. Ну, не своими руками - уговорил поехать на позиции и передал японцам, куда стрелять. Я чего-то нигде больше вообще о таком не слышал и так понимаю, что все сии факты целиком на совести автора книги. Вообще, в описании наземных боёв автор очень правдоподобно показывает, как японцы продавливали оборону крепости, пусть с огромными потерями, но вполне эффективно - а потом спохватывается, и показывает как со зловещим хохотом предатели из числа командования делят японские денежки, планируя, как бы поскорее сдать крепость.
Тут уже скорее литературный недостаток - вообще отрицательные персонажи у Степанова исключительно карикатурны, до комичности.
Без улыбки нельзя и читать описание шпионских интриг. Да, у японцев была налажена разведка, и они были хорошо осведомлены о происходящем в Порт-Артуре. Знаете, как это описано в книге? У местной особо популярной... публичной барышни служанкой работает японка, прикидывающаяся китаянкой (и носящая совершенно естественное китайское имя Квин-сан). К этой барышне ходят офицеры абсолютно всех родов войск и обязательно обсуждают у неё, в присутствии служанки, все секретные военные планы, которые шпионка потом через связного передаёт своим. Вообще, Квинсан и связной - единственные японские агенты во всём городе. И при том роль связного, маскирующегося под старика-нищего. играет... генерал Танака. Тот самый, который "не тот Танака, просто автор других японских имён не знал". Да, генерал даже сам не шпионит, а только передаёт записочки от шпионки.
И снова литературный недостаток, помноженный на исторические проблемы. Как я писал ранее, Степанов обладает талантом реальные вещи описывать так, что в них не веришь. Местами так выходит с реально имевшим место героизмом русских солдат и моряков, особенно когда сюжет переходит на морские дела. Согласно книге, когда броненосец "Севастополь" пытался прорваться в море, его атаковали "полсотни" японских миноносцев из которых "добрый десяток отправился в ту ночь на дно". 50 миноносцев - это примерно все, какие вообще были в японском флоте, и в предыдущих главах эти самые миноносцы гибли пачками. Только во время боя в Жёлтом Море один русский крейсер уничтожил целую эскадру из четырёх кораблей, причём два - тараном, а в описанных мелких стычках порой даже не с флотом, а с береговыми батареями, неизменно погибало ещё один-два "японца".
В общем, заключение моё таково - книга неплоха как художественное произведение, но как исторический роман её стоит читать с большой оглядкой, а на роль источника пусть субъективных, но сведений о реальных событиях, вроде "Цусимы" Новикова, она вообще не годится.
|
|
</> |
Как выбрать между имплантацией, протезированием и коронками для восстановления улыбки
"Выше всех деревьев"
С сайта Минюста США исчезли по меньшей мере 16 файлов по делу Эпштейна
Помолвка наследного графа Вальдбурга
И про Снегурочку
Режиссёры советского и российского кино. Василий Шукшин
Тайна Бутер- Бродской Кобеты
Встать, суд идёт
Наше горячее на Новый год

