Домбай - душа советского туриста
ts58 — 17.12.2020Судя по ленте Инстаграма, в этом году на Кавказе не был только ленивый. Ковид открыл этот регион для россиян, ранее боявшихся туда ехать или вечно откладывавших его на неопределённый "другой раз", типа меня. А Кавказу, в свою очередь, пришлось привыкать к небывалому наплыву туристов со всей остальной России. Я был знаком с ним лишь посредством Адыгеи да сочинской Красной Поляны. Строго говоря, и в этот раз на полноценный Кавказ мы не собирались. Ещё в июле, решив не надеяться на открытие границ, мы стали планировать осенний отпуск в КМВ - сверхпопулярном, логистически удобном, но совершенно незнакомом нам месте. Сначала хотели без ночёвки сгонять оттуда посмотреть на Домбай, Архыз или Эльбрус. Но по мере проработки маршрута от красивых, но скучных курортных городов мы всё сильнее кренились в сторону грандиозной дикой природы республик. Сперва одну ночёвку допустили, потом поняли, что и этого мало. За неделю до поездки от КМВ у нас в плане осталось только два дня на Кисловодск, но и их пришлось отменить из-за введённого карантина для въезжающих на Ставрополье. Так что КМВ мы не увидели вовсе, зато в Карачаево-Черкесию получилось глубокое недельное погружение. Начать решили, конечно, с того, что на слуху даже у тех, кто никогда особо этими краями не интересовался. Воспетый Визбором Домбай с момента своего открытия для туристов при СССР не переставал быть для них магнитом. И даже не смотря на нынешнюю моду на горные лыжи и на обновлённую канатную дорогу, Домбай всё ещё место не столь про катание, сколь про гитару у костра, тушёнку из банки, свободу и романтику. В совокупности с фантастическими осенними пейзажами эта атмосфера просто не даёт в него не влюбиться. Про "большой" Домбай с массой его окрестностей будет три поста, плюс ещё отдельно про Архыз. Но сначала - сам посёлок и его основной подъёмный маршрут.
1. Знакомство с Карачаево-Черкесией у меня получилось, как и год назад с горной Сербией, внезапным. Солнце ушло рано, в скучной степной и не слишком уютной восточной части Кубани, где-то под Армавиром. Почти двести километров мы преодолевали в темноте, не увидев ни появление гор на горизонте, ни первые складки рельефа, ни грандиозное ущелье, в которое мы в конце концов приехали, ни обрывов с края от дороги. Просто в темноте дорога сначала была прямой, потом стала петлять и подниматься куда-то. Зато, проснувшись утром, мы увидели нечто фантастическое, кардинально отличающееся от того, что было вчера на закате:
2. Домбай с ходу бьёт наповал. Со всех сторон окружённый горами, в тенистой котловине, он дарит визуальные образы, для России совершенно непривычные.
3. Застройка тут, конечно, местами по-южному хаотичная и бестолковая, тем не менее парадные фасады стараются выдерживать в стиле "под Европу". На центральной улице Домбая домики чистенькие, без какого-либо вырвиглаза. Благодаря потрясающему фону этого вполне достаточно, чтобы было красиво.
6. К сожалению, их состояние заставляет сделать выбор в пользу современных частных отелей, хотя мне бы очень хотелось пожить там, в декорациях парадного советского курорта. Жаль, что их не ремонтируют. А самую лучшую из них, гостиницу "Аманауз", введение в эксплуатацию которой было запланировано на 1985-й, и вовсе так и не достроили:
7. Ещё одной достопримечательностью Домбая вскоре станет новая мечеть. Её-то строительство точно доведут до конца:
8. Хоть Домбай, вероятно, входит в тройку самых популярных горнолыжных курортов страны, это не единственный и даже не главный его профиль. Нижняя станция маятниковой канатной дороги с симпатичным барельефом, в лучших традициях нашего юга и Кавказа, с двух сторон зажата более поздними постройками:
9. Хоть табличка и сообщает, что она закрыта на профилактику, создаётся полное ощущение, что канатка попросту заброшена. Каково же было наше удивление, когда на следующий день она как ни в чём не бывало поехала:
11. По всему посёлку разбросаны УАЗики, предлагающие экскурсии. В силу их многочисленности, за клиентов бьются внешним видом. Какие-то выглядят брутально, словно танки, а иным прямая дорога на выставку ретротехники, настолько тщательно они отреставрированы. Также есть единичные Хаммеры и ГАЗ-69, но апогеем этой внедорожной конкуренции, пожалуй, является редкий восточноевропейский грузовик времён СВД:
12. Ещё к рукотворным красотам Домбая можно отнести пешеходный вантовый мост через реку Аманауз. Фото этого не передают, но под ним весьма внушительная пропасть. Вроде центр посёлка, а перепад высот солидный.
15. На такую высоту мы в иных местах уже посредством канатных дорог поднимались, а здесь наш путь только начинается.
16. Первая очередь представлена комфортными импортными кабинками, как на "Розе-Хутор":
18. На втором этаже все кабинки тщательно поливают. Уж не знаю, связано ли это с пандемией, или тут всегда так:
20. Хватает тут бардака и неприглядных видов. На высоте никто марафет не наводит:
22. Насмотреться вдоволь невозможно. От осознания, что через пару-тройку дней надо будет уехать, хочется вцепиться в землю и остаться тут:
23. Невозможно остановиться, делая бесконечное количество ненужных и однообразных фото. Каждый поворот головы, каждый шаг, каждый ракурс хочется сфотографировать. Бессмысленно, но просто не знаешь, как ещё физически выразить восторг от красоты.
24. Один из аттракционов для туристов, ещё не самый плохой, - фото на качелях у обрыва. Тех, кто сделал это здесь, на втором "этаже", ждёт разочарование. На каждом следующем уровне есть такая же штука, только там виды круче.
25. Здесь сразу два объекта, за фото с которыми берут по 100-200 рублей. Як и надпись. И если фото с животным в мою картину мира хоть как-то вписывается, то отдавать деньги за кадр на фоне деревянных букв - это какой-то абсурд. Но таких инсталляций тут с десяток. "Я люблю Домбай", "Лучше гор могут быть только горы", просто сердечки с рюшечками. Некоторые, невостребованные видать, порой валяются где-нибудь за сараями. Но за фото с каждым предлагается заплатить.
26. Яков на самом деле два, их время от времени меняют, видимо, чтобы не перегревались. Пока один отрабатывает, второй отдыхает в тени подъёмника, такого же запасного, как и сам як. Даже не верится, что эти кабинки завтра поедут. Кто ими воспользуется, когда рядом есть новые? Только из экономии?
27. Но вторая и третья очередь всё равно входят в состав нового... Они уже, правда, не такие модные и комфортные, но, так или иначе, тоже вполне себе ничего.
30. Сервисная деревушка в месте схождения лыжных трасс. Зимой там движуха. Маршрут основного подъёмника обходит её стороной, однако туда ведёт пара второстепенных канаток. На этой полянке - главный архитектурный символ Домбая, гостиница в форме летающей тарелки, подаренная ему ещё в 60-е финским архитектором:
31. На третьей станции нашего подъёмника - похожее скопление кафе и сувенирных магазинов. Еда тут недешёвая, а подача без изысков - на такую высоту всё, включая воду, доставляется тем же самым подъёмником, поэтому никто особо не эстетствует.
33. Общепит тут вообще очень домашний, как в Турции. Выносят едва ли не со своей кухни, готовят везде по-разному. Но в подавляющем большинстве случаев кормили нас тут очень вкусно и недорого. И, что самое удивительное, даже тут, на станции подъёмника, где проходимость людей огромная и постоянных клиентов почти не бывает, еда была качественной и вкусной.
34. Хотя поработать над внешним видом инфраструктуры и услуг всё же стоило бы. Многие люди воспринимают исключительно визуально.
36. Насколько я понял, это - т.н. "Русская поляна", одно из самых простых направлений для трекинга из Домбая:
37. Ущелье реки Аманауз. Именно по нему проходит единственная дорога, связывающая Домбай с внешним миром. По бокам - горы, а в другую сторону уже через пять километров - глухая граница Абхазии:
38. Из-за этого погранзона начинается сразу за чертой посёлка. Почти все направления для походов и поездок из Домбая требуют специальные пропуска от ФСБ. Благо что ради развития туризма тут их получение заметно упрощено. На самых популярных направлениях они выдаются прямо на входе на маршрут. Зачастую там, правда, никого не бывает, и получить его просто не у кого, и в таком случае при продолжении движения становишься формальным нарушителем. Но на массовых тропах вроде никого не штрафуют.
39. Горное озеро где-то внизу, на высоте три километра:
40. Третья очередь совсем небольшая. Она ведёт на вершину горы Мусса-Ачитара, на склонах которой и происходит весь горнолыжный экшн в Домбае:
41. Здесь, на высоте 3200 метров, уже и снег лежит. Дети как заколдованные сразу идут к нему, потрогать:
42. Отсюда виден Эльбрус, расположенный, по большей части, в другом субъекте федерации:
43. На такую высоту я поднялся впервые. Организм дал понять, что мне уже не двадцать лет и думать о горах надо было раньше.
44. Вроде так на первый взгляд ничего, но стоит хоть немного ускорить шаг, начинает отдавать в голову.
45. Здесь тоже хватает всяких объектов для фото за 150 рублей. Трон из сноубордов, "Я люблю Домбай", чучело горного козла, а также колорит современного Кавказа - вполне себе настоящее автоматическое оружие.
46. Последний взгляд по сторонам, и спускаемся вниз.
47. Изнанка:
48. Неожиданная культурная программа:
49. Привет от строителей Домбая:
50. Из-за того, что Домбай со всех сторон окружён горами, свет тут весьма специфический. Возможно, клаустрофобам жить долго тут будет неуютно. Это не артефакт фотокамеры, вживую выглядело также:
51. Нетуристический, будничный Домбай выглядит вот так. Его совсем мало - постоянного населения тут чуть больше пятисот человек:
Домбай ожидаемо оказался прекрасным местом для знакомства как с Карачаево-Черкесией, так и с природой Кавказа в целом. Это уютное и душевное местечко с каким-то своим особенным теплом. Количество направлений для всяческих вылазок тут таково, что в Домбае вполне реально провести двухнедельный отпуск, даже без горнолыжного спорта. В следующем рассказе мы подобную вылазку и совершим. Только характер её будет совсем другой - целью будет не природа (хотя её присутствие всё равно будет ощущаться), а город. И хотя курорт Теберда мало отличается от соседних сёл, для первого знакомства с колоритом населённых пунктов республик СКФО он вполне подходит.
|
</> |