ТАСС УПОЛНОМОЧЕН УМОЛЧАТЬ. МИЛЕДИ ВИНТЕР
roman_rostovcev — 11.12.2024Продолжу свои заметки о фильме «ТАСС уполномочен заявить» по сценарию (и одноименному роману) Юлиана Семёнова. Итак, мы остановились на том, что КГБ СССР начало розыск иностранного агента с позывным «Трианон», имевшим, как полагали чекисты выход на государственные секреты в сфере отношений между СССР и Нагонией, вымышленным государством в Африке. Ситуация обостряется тем, что ЦРУ США готовит в Нагонии государственный переворот и потому разоблачить Трианона нужно как можно раньше. В Луисбург, столицу соседнего с Нагонией государства отправляется полковник Славин, он будет разыскивать там случайного свидетеля вербовки Трианона, а в Москве розыском шпиона займётся генерал Константинов.
Перебрав советских специалистов по Луисбургу, проживающих и работающих в Москве, Константинов заинтересовался кандидатурой некой Ольги Винтер, сотрудницей одного их закрытых институтов, специализирующейся на проникновении международных и американских корпораций в Африку вообще и Луисбург в частности. Винтер и в Луисбурге бывала, и диссертацию по этой теме написала, и её будущий бывший муж в самом Луисбурге как раз работает. Словом, перспективный кандидат. Подъехать к ней Константинов решил довольно изысканным способом. Этот эпизод в фильме выглядит так:
По шоссе на большой скорости движется автомобиль с Ольгой Винтер в роди водителя. Внезапно двигатель автомобиля Ольги глохнет и она припарковывается на обочине. Следом за Винтер движется машина с генералом Константиновым на борту, который также паркуется и предлагает даме помощь. Пока Константинов копается в моторе Ольги Винтер, она разом выкладывает ему все обстоятельства своей работы в Луисбурге, а генерал сообщает, что и сам едет туда в командировку. Какое совпадение! В итоге генерал с дамой уезжают на его машине, бросив поломанную, и по дороге Винтер дополняет свою исповедь рассказом об обстановке в Луисбурге, известной ей по секретным документам, а так же о своей личной жизни.
Проницательный зритель должен был предположить, что чекисты изощренно испортили машину Винтер таким образом, чтобы она завелась и поехала, но потом вышла из строя по пути Винтер из дома на работу. А Константинов бы её выручил, подвёз до нужного места, а по дороге выведал всё нужное для следствия и завел бы знакомство на будущее.
Но здесь хочется спросить; а зачем такие сложности, тем более чреватые аварией? Где гарантия, что автомобиль Винтер вообще заведётся с испорченным чекистами двигателем? Не говоря уже о том, что он может заглохнуть в самом неподходящем месте: на железнодорожном переезде, в тоннеле, на подъёме. И где гарантия, что десятки раз предупрежденная особым отделом института помалкивать о своей работе Винтер, начнет так сходу откровенничать со случайным знакомым?
Ведь гораздо проще и надёжнее представить ей Константинова через руководителя Винтер в институте, именно в связи с будущей поездкой юриста-международника и просто хорошего человека Константина Ивановича в Луисбург, и именно с просьбой помочь ему информацией об этой далекой африканской стране. Или через общего знакомого в московском бомонде, как кстати и было описано в романе?
Поэтому мы вправе рассматривать «случайную» встречу Винтер и Константинова на трассе у сломанного автомобиля, как подстроенную усилиями обоих наших героев, а значит — конспиративную. Винтер лишь имитировала поломку машины, а Константинов прекрасно знал, что она остановится под этим предлогом и с ней можно будет завязать как бы случайное знакомство. «Технику изучаете?» — спрашивает Константинов Ольгу, и это несомненно пароль.
А это соображение в свою очередь требует от нас ввести в истинный сюжет фильма ещё одну советскую спецслужбу, взаимодействие с которой КГБ (в лице Константинова) начинает с этого дорожного эпизода. Хотя можно предположить, что и участие Власовца в расшифровке анонимного сообщения из Луисбурга имеет определенное отношение к сотрудничеству КГБ с этой неназванной в фильме спецслужбой.
Обратите внимание на фамилию Ольги, которую присвоил ей изощренный в литературной интриге Юлиан Семенов. Это фамилия Миледи из романа «Три мушкетера» Александра Дюма. А Миледи, как известно, была секретной сотрудницей Ришелье и выполняла его тайные поручения. Зачем двум нашим героям было вступать в контакт столь хитроумным способом? А затем, что Винтер должна была ввести Константинова в круг своих знакомых и деловых контактов. Ей и самой нужно было как-то объяснять этим знакомым, откуда в её жизни появился новый импозантный мужчина, и Константинову нужно вскользь упоминать об обстоятельствах знакомства с ней. Причем далеко не каждому собеседнику обязательно было знать, что Константинов, да и сама Винтер, имеют какое-то отношение к Луисбургу.
— Мы ведь случайно познакомились! Константин Иванович выручил меня, когда прямо посреди дороги сломалась моя машина.
А для того, чтобы не путаться в деталях рассказов, они разыграли знакомство в лицах в реальной обстановке. Ничего не надо выдумывать и заучивать, ничего не перепутаешь и не забудешь.
В будущем мы увидим, что именно версия участия в расследовании ещё одной, не названной прямо спецслужбы, снимает множество вопросов, объясняет множество кажущихся нелепиц в сюжете сериала. Пока же давайте условимся, как будем эту неназванную спецслужбу называть по ходу повествования. Пусть она будет называться, чисто условно, партийной разведкой. Миледи ведь служила кардиналу, а Серым Кардиналом в СССР за глаза называли Суслова, главного партийного идеолога.
Тем более, что интересы партии и КГБ в международных вопросах зачастую не совпадали, о чём есть смысл поговорить отдельно. А это значит, что продолжение следует...
|
</> |