Дом, построенный на стыке эпох

В 1956 году Хрущев еще не начал борьбу с архитектурными излишествами.Еще оставался в моде сталинский ампир. А во Владивостоке было много пленных японцев — дешевой рабочей силы. Крупнейший завод «Дальзавод» нуждался в квалифицированных кадрах, их нужно было чем-то привлекать. Было принято решение построить дом для дальзаводской элиты.
Дом пришлось вписывать в существующую инфраструктуру, поэтому он получился пятиугольным, но это не правильный пятиугольник. Тем не менее, прозвище получил «Пентагон».

Спроектировал дом владивостокский архитектор Николай Рябов. В доме толстые стены, чтобы выдержать тайфуны, просторные квартиры с комнатами для домработниц — так пожелала элита Дальзавода, два входа парадный для гостей и чёрный для повседневной суеты. Говорят, что есть тайный тоннель для прохода из дома на территорию завода, предусмотренный на случай военного положения. По крайней мере, закрытая дверь в подвале точно есть! Мой однокурсник, сын главного инженера Дальзавода, ее показывал. И узкую комнатку — пенал видела своими глазами. Сейчас вот прочитала, что это было предусмотрено для прислуги. Они же ее использовали как кладовку, т.к. окон в ней не было.

Дом стоит в очень оживленном месте. Спереди — наполненная суетой площадь Луговая — место пересечения транспортных артерий, слева — трамвайные пути, справа — оживленная трасса, ведущая из центра города в спальные районы. Для жильцов предусмотрен закрытый внутренний дворик. На мой взгляд — он мал для такого количества квартир.

Дом сдавали трудно. Архитектор задумал установить на доме маяк. Рядом заходов в бухту нет, поэтому это — просто символ морского города. Маяк при приемке дома требовали убрать... Но все же удалось его отстоять, он виден на фото дворика. Пленные японцы сумели реализовать многие архитектурные задумки.


Вот такой дом есть во Владивостоке, он символизирует сталинскую эпоху строительства. Дом стоит в шумном, оживленном месте, не разрушаясь от ветров и туманов. Однако, есть у этого дома большая проблема: в сильные дожди площадь Луговая превращается в озеро.

Вода часто доходит до цокольного этажа дома.

Дом на Луговой 21 по-прежнему привлекает потенциальных покупателей. Хорошее расположение — на пересечении транспортных развязок, просторные квартиры с высокими потолками, капитальные стены. Посмотрела объявления. Четырехкомнатная квартира площадью 90 кв. м. стоит 17,5 млн. рублей, а двухкомнатная площадью 60 кв. м. — 8,5 млн. Причем, указывается, что это — недорого.
При СССР Дальзавод был градообразующим предприятием. На его
балансе находились жилые дома, поликлиники, больница и даже баня.
Понятно, что стоимость содержания всего этого хозяйства входила в
стоимость ремонта судов. После 1991 года все заказчики ремонтов
переметнулись в Пусан. Дальзавод трудно сбрасывал с себя
бремя социалки. Ведь нужно было передавать имущество с баланса
завода на баланс города. А городу зачем лишнее бремя? Поэтому в
первое десятилетие после распада СССР и призыва Ельцина «берите
себе суверенитета сколько хотите» привело к обнищанию поликлиник,
облуплению домов. Но... Посмотрите на лепнину дома — ничего не
откололось и не обсыпалось. До упрощения строительства по-хрущевски
дома строились на совесть, и гастарбайтеры пленные японцы не
халтурили.
|
</> |