ДОЛОЙ СТАРШИЕ КЛАССЫ! Дополнение

топ 100 блогов domestic_lynx23.08.2024


Я не собиралась продолжать тему отмены старших классов, но тут же - по закону притяжения мысли - стали приходить известия на эту самую тему. Вот типичные образчики.

«Выгоняют из школы»: на Урале родители пожаловались, что не могут отдать детей в 10-ый класс

В Екатеринбурге родители возмущены, так как не могут отдать детей в 10-ый класс.

Родители 10-классников рассказывают, как учеников с хорошими оценками отчисляют из школ.

К проблеме подключилась Генеральная прокуратура.

В общем, в абсолютно бесполезный 10-й класс ещё и не вдруг попадёшь! В Москве-то вроде всех берут, а вот на Урале, видимо, чересчур буквально и близко к сердцу восприняли известия о новой индустриализации. Настолько буквально, что в дело вмешалась аж Генеральная прокуратура, чтобы отстоять законное право оболтусов на счастливое детство и оградить их от всякой попытки вовлечения в производительный труд и вообще в полезную деятельность.

Тут ещё есть такой поворот сюжета. Одна прошаренная мамаша мне объяснила: в 10-й класс, так сказать, общего профиля, т.е. без специализации – попасть проще пареной репы, а вот в специализированный… тут потруднее будет.

Поразительное дело: в явным образом специализированный техникум или ПТУ – не хотят, а в кое-как специализированный класс – стремятся. Я говорю «кое-как», потому что средняя школа генетически не приспособлена ни для какой специализации. Она когда-то родилась именно как заведение общего образования, не дающее – принципиально! – никакой профессии. Она – наследница царской гимназии, которая выпускала просто всесторонне образованных людей. Недаром она называлась классической: в её фундаменте лежала идея о всесторонне развитой личности античного образца. Насколько это удавалось – большой вопрос; если почитать Василия Розанова или Михаила Меньшикова – удавалось не очень, но по замыслу было так. Ничему прикладному, никакому ремеслу ни в царской гимназии, ни в советской средней школе не учили. Попытки учить в средней школе чему-то практическому всегда были неудачными. Когда-то в хрущёвские времена была попытка давать школьникам что-то вроде рабочей профессии, для чего и продлили курс на один год (одиннадцать лет вместо десяти). Просуществовала эта затея несколько лет, да и была без шума отменена. Сейчас специализация старших классов сводится просто к подготовке к ЕГЭ по определённым предметам при полном игнорировании всех «ненужных» дисциплин.

Почему же школьники всё-таки рвутся в 10-й класс? Ну, во-первых, рвутся больше родители, чем школьники. Сами школьники, если им разрешает семья, часто предпочитают ПТУ/техникум.

Родители часто хотят, чтобы дитя пошло в 10-й класс, просто по привычке. Легче продолжать делать нечто привычное, чем менять траекторию движения.

Влияет здесь и то, что сами родители в большинстве случаев заканчивали именно полную школу – 10 или 11 классов, в зависимости от исторического периода. «Мы учились в старших классах – пускай и ребёнок поучится», - рассуждает семья.

Но главная причина, как мне кажется, не в этом. Уход в техникум/ПТУ – это некое унижение. Вроде как лучшие остаются, а плоховатых – выгоняют. Нет, не выгоняют – они сами уходят? Да, формально так, но в глубине – всё-таки выгоняют. А быть выгнанным – кому охота? Очень часто этот мотив – унижения – даже не доводится до сознания, но он – есть, и он управляет поведением, ученическим и родительским.

Точно так же ощущался уход из школы и в мои школьные годы – как унижение, как клеймо второсортности. Хотя, разумеется, были прекрасные техникумы, училища, куда сдавались непростые экзамены, но – остаться в школе было более престижно. В этом нет логики, но не следует преувеличивать роль логики в человеческом поведении. После того, как человек удовлетворил первичные потребности в пище и крове, его по жизни ведёт престиж (что бы он внутри себя ни думал). Так вот ПТУ/техникум – это было менее престижно, чем 10-й класс.

Теперь представьте себе, что старших классов – нет. И после 9-го (лучше 8-го) все – подлинно ВСЕ – уходят из школы. И поступают кто куда. Выгонять больше неоткуда, никто не унижен, никто не второсортен. Каждый находит место по душе и по способностям. При этом он получает подлинную, не фиктивную, специализацию. Это даже не специализация, а прямо-таки профессия – поди плохо! После ПТУ/техникума открываются блистательные перспективы: можно пойти поработать, а потом поступить в вуз. Но поступить осознанно, понимая, что и, главное, зачем ты учишь. Может быть и такой вариант: мечтала девочка о профессии врача, а другая – учительницы. Закончили соответственно мед- и педучилище. Та, что мечтала о медицинской карьере, поняла, что работать в больнице или поликлинике – это не для неё. Ну что ж, лучше понять это раньше, в двадцать, а не в 25-26 лет. Значит, будет заниматься чем-то другим. А та её подруга, что поступила в педучилище – успешно его закончила, пошла работать в школу учительницей начальных классов. А потом закончила вуз и выучилась на учительницу-словесницу. И всё сложилось благополучно.

Последняя история - не просто умозрительный пример. У моего сына в начальной школе преподавала учительница, которая имела два диплома – учительницы начальных классов, который получила в педучилище, и русского-литературы, который получила в пединституте. Она учила моего сына и его одноклассников сначала в начальной школе, а потом «перешла» с ними в пятый класс и стала преподавать русский и литературу, оставшись классным руководителем. Кстати, они до сих пор встречаются с нею, уже глубокой старушкой.

Словом, если мы хотим не на словах, а на деле, двинуться вперёд, индустриализировать страну, достичь значимых успехов, надо прекратить это бессмысленное, расслабляющее сидение в старших классах. И наконец заняться делом.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Пробок.нет приобрел себе квадрокоптер. Это отличная новость, теперь мы сможем снимать дорожные парадоксы и перекрытые улицы с воздуха. Все, что сейчас прячется от нашего глаза за забором, наконец, перестанет быть тайной. Ну и, конечно, это позволит сделать шикарные кадры Москвы. Управл ...
РПЦ намерена добиться того, чтобы ее голос был определяющим при принятии любых решений. Такое мнение высказал глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на встрече с епархиальными отделами по взаимоотношениям церкви и общества. «Нам не нужно ...
Замминистра иностранных дел России Александр Грушко (на фото) – соучастник катастрофы, постигшей нашу страну после 24 февраля 2022 года. В том числе дипломатической катастрофы. Это один из наглых и одновременно «поддакивающих» Путину «дипломатов», который активно участвовал в уже ...
понятно, что не только ей хвост таким образом прищемили, тому же Машкову.. но именно Малышева играет роль дохтура всея страны https://t.me/associationofdoctors/2662 ...
Прошлые выпуски доступны по тегу http://tema.livejournal.com/tag/век%20живи 1. Не нужно путать клепки и заклепки. Заклепка - это, собственно, хуевинка со шляпкой. А клепка - это процесс. Можно клепать заклепки. Но нельзя заклепывать клепки. 2. На дорогах ...