Долгоиграющий трофейный кавалерист

Вот и немцы оценили "малого кавалиста", который, кстати говоря, очень даже неслабо шел в пехотные части, хотя поначалу его предшественник, H 35, проиграл конкурс. После окончания кампании мая-июня 1940 года в руках немцев оказалось 600 танков обоих типов, а также строивший их завод Hotchkiss. У немцев даже имелись планы по продолжению производства H 39: это был единственный французский танк, который немцы всерьёз собирались продолжать производить. Правда, как-то не сложился выпуск, но зато служба оказалась долгой. Pz.Kpfw.38 H (f), так стали именовать данную машину в немецкой армии, прослужил до конца войны. При этом детища Hotchkiss стали первыми поступать во вновь создаваемые части, вооружённые трофейной техникой. На начало марта 1941 года, например, 201-й танковый полк имел по три Pz.Kpfw.38 H (f) в каждой роте, а Pz.Kpfw.35 S (f) в полку имелось всего две штуки. Таким образом, тренировались немецкие экипажи в основном на лёгких танках. Несмотря на прожорливость, машина хорошо себя зарекомендовала. Кстати говоря, Pz.Kpfw.38 H (f) не передавались немецким союзникам, самим было надо. При этом танковые батальоны, вооруженные трофейными французскими кавалерийскими танками, пошли в бой уже в июне 1941 года.
Одним из них стал 211-й танковый батальон. Туда шли Pz.Kpfw.38 H (f), модернизированные по типовому проекту. Срезалась командирская башенка, вместо нее ставился двухстворчатый люк, а также ставила немецкая радистанция. В батальоне оказались танки поздних выпусков, имевших длинноствольную 37-мм пушку SA 38. Что же касается батальона, то он образовался 7 марта 1941 года, когда 2-й батальон 201-го танкового полка, который служил на трофейной матчасти, переформировали в танковый батальон "Вульф". Как раз в это время на башнях появилась буква W, в честь майора Вульфа, который был командиром батальона. С 24 марта он стал именоваться 211-м танковым батальоном.

Pz.Kpfw.38 H (f) из 211-го ТБ, судя по всему, еще до отправки в Финляндию.
211-й батальон стал первым, кто применил французские легкие кавалерийские танки на советско-германском фронте. В июне-июле 1941 года батальон записал на свой счёт 24 советских танка при безвозвратных потерях четырёх машин и двух подбитыми. Потерянных в результате механических повреждений оказалось больше — 10 штук. Это был один из немногих случаев на советско-германском фронте, когда Pz.Kpfw.38 H (f) применялся на передовой. Машина показала себя неплохо, но немцы жаловались, например, на то, что её 37-мм бронебойные снаряды представляли из себя обычные болванки, и их заброневое действие было незначительным. Ну а в последний раз их применили в сентябре 1944 года. Тогда в районе Миоккалахти-Куолаярви произошёл бой, который больше оказался похожим на погром. Т-34 из состава 38-й гвардейской танковой бригады раскатали немецкий батальон, при этом часть танков попросту побросали. Было потеряно 8 Pz.Kpfw.38 H (f), из них 6 оказалось исправно. Машина с башенным номером 123 ныне находится в парке "Патриот".
Ну а так Pz.Kpfw.38 H (f) из 211-го танкового батальона выглядели в разное время. Ценно то, что тут не только лето 1941 года, но и более поздний период. Можно видеть, как танки менялись. Судя по всему, данные снимки сделаны механиком-водителем одного из Pz.Kpfw.38 H (f).

Судя по всему, 1941 год, на снимке владелец альбома.

На башнях видна горизонтальная полоса, она была типовой для танков батальона в 1941 году.


В засаде.

Зимний выезд.

1942 год.



К вопросу про многообразие немецкой формы.

В зимнем камуфляже

Незадолго до погрома в районе Миоккалахти-Куолаярви. Его владелец альбома пережил.
Статья по Pz.Kpfw.38 H (f): https://warspot.ru/13120-trofeynyy-dolgozhitel
|
</> |