Документ целиком — доклад о действиях Черноморского флота с 9 июля по 1 августа
appavlenko — 09.04.2022Для удобства решил выложить целиком этот документ. Первоначально я разбил его на четыре смысловые части.
Взято отсюда: А.В. Колчак, 1974-1920: сборник документов. Т. 1. СПб.: БЛИЦ, 2021. С. 352-356.
Документ
Сопроводительное письмо командующего флотом Черного моря вице-адмирала А.В. Колчака морскому министру И.К. Григоровичу с приложением доклада о действиях Черноморского флота с 9 июля по 1 августа 1916 года
15 августа 1916 года
Совершенно секретно
№ 1111
Рейд Севастопольский
Морскому министру
При сем представляю Вашему высокопревосходительству «Действия Черноморского флота с 9 июля по 1 августа 1916 года» в копии.
Вице-адмирал Колчак
Начальник штаба контр-адмирал Каськов
Флаг-капитан капитан 1 ранга Смирнов
Действия Черноморского флота с 9 июля по 1 августа 1916 года
В период с 10 июля по 1 августа действия флота были направлены к заграждению Босфора минами, к подготовке предстоящих действий с Румынией и к улучшению подвоза Кавказской армии.
А. Операции.
В этот период были выполнены две операции.
I. Преследование крейсера «Бреслау»
Вследствие полученных разведкой сведений о выходе в море крейсера «Бреслау», имевшего целью, вероятно, действия на путях морского подвоза Кавказской армии, утром 9 июля вышел в море на линейном корабле «Императрица Мария» (лк «Императрица Екатерина Великая» производил установку противоминных сетей) с «Кагулом» с пятью нефтяными миноносцами. При выходе из канала гидроаэроплан обнаружил и атаковал неприятельскую подводную лодку, находившуюся в расстоянии 7 кабельтовых от корабля. Лодка погрузилась и более обнаружена не была.
В 11 часов 45 минут, идя в направлении на мыс Бафра, выдвинул впереди корабля дозорную цепь из пяти миноносцев.
В 13 ½ часов на меридиане Синопа эскадренным миноносцем «Счастливый» (флаг начальника Минной бригады контр-адмирала Саблина) по пеленгу 120 градусов был обнаружен дым, а затем опознан крейсер «Бреслау», шедший на норд-ост. Донеся об этом, эскадренный миноносец «Счастливый» лег на сближение и с расстояния 80 кабельтовых открыл огонь, на который неприятель отвечал. Через 10 минут с обеих сторон огонь был прекращен, так как миноносец отошел от неприятеля на расстояние около 100 кабельтовых. Увидя себя обнаруженным, «Бреслау» повернул на зюйд, видимо, чтобы прорваться к Босфору. Благодаря этому, линейный корабль «Императрица Мария», имевший ход около 21 узла, в 14 часов 15 минут сблизился на дистанцию 114 кабельтовых и открыл по «Бреслау» огонь. Было получено накрытие, но стрельбу пришлось прекратить вследствие того, что неприятель закрылся дымной завесой. В 14 часов 30 минут дымная завеса рассеялась, и с расстояния в 105 кабельтовых линейный корабль «Императрица Мария» вновь открыл огонь. В 14 часов 45 минут, после очень близкого падения, неприятель вновь закрылся дымной завесой и огонь был прекращен. В 15 часов 17 минут в третий раз, с расстояния 109 кабельтовых, был открыт огонь, прекращенный в 15 часов 20 минут по той же причине. Больше неприятельский крейсер из-за дымной завесы не появлялся.
В это время миноносцы стягивались к эскадренному миноносцу «Счастливый», шедшему на правом траверзе неприятеля. Крейсер «Кагул» начал сильно отставать и донес, что больше 18 узлов иметь не может. Вся группа кораблей двигалась в общем направлении на зюйд-вест, так как неприятель стремился проскочить между охватывавшими его с веста миноносцами и берегом у мыса Керемпе.
Во время маневра крейсер «Бреслау» имел около 23 узлов ходу. Пользуясь своим преимуществом в ходе, он в 16 часов ушел из сферы досягаемости орудий корабля. Около 19 часов 4 нефтяных миноносца соединились, и, выжидая темноты, шли впереди траверза «Бреслау», намереваясь атаковать его по присоединении 5-го, когда совершенно стемнеет. Однако, вследствие нашедшего шквала с дождем, в 20 часов миноносцы потеряли «Бреслау» из виду и в дальнейшем отыскать не смогли.
На рассвете миноносцы присоединились к линейному кораблю «Императрица Мария». Произведя в течение дня ряд маневрирований, с наступлением темноты возвратился в Севастополь.
II. Заграждение минами выхода из Босфора.
16 июля послал в разведку к Босфору подводную лодку «Нерпа» (командир старший лейтенант Марков, для целей разведки – старший флаг-офицер оперативной части лейтенант Веселаго).
Лодка возвратилась 19-го числа; дневным и ночным осмотром в надводном и подводном положении (расстояние до берега днем – 2-3 кабельтова, ночью – 5-10 кабельтовых) выяснена слабая бдительность противника, отсутствие дозора и световой преграды; определены наиудобнейшие курсы при подходе миноносцев для постановки и приметные ночью места на берегу; разведка, кроме того, до известной степени, дала основание предполагать чистыми от мин курсы, которыми ходила лодка. 18 июля подводной лодкой «Краб» (брейд-вымпел начальника подводной бригады капитана 1-го ранга Клочковского, командир старший лейтенант Паруцкий) в устье Босфора, внутри пролива, было поставлено минное заграждение.
Согласно прилагаемого моего приказания № 16 в ночь на 20-е подводные лодки «Нерпа» и «Кит» (брейд-вымпел начальника 2-го подводного дивизиона, капитана 2-го ранга Терентьева) были посланы к Босфору для содействия миноносцам во время операции заграждения. 20 июля с обоими кораблями 1-й линейной бригады я вышел в море для прикрытия 1-го дивизиона (брейд-вымпел начальника 1-го дивизиона капитана 1-го ранга Савинского), который вышел на рассвете 21-го.
В ночь с 21-го на 22-е эскадренные миноносцы «Дерзкий» (командир капитан 2-го ранга Черниловский-Сокол), «Гневный» (командир капитан 2-го ранга Лебедев), «Пронзительный» (командир капитан 2-го ранга Овод) и «Беспокойный» (командир капитан 2-го ранга Тихменев) поставили первое заграждение. Погода была благоприятная. Несмотря на ясность и близость к берегу, миноносцы обнаружены не были. К вечеру 22-го миноносцы возвратились в Севастополь.
Возобновив запас топлива и приняв мины, утром 23-го миноносцы вновь вышли к Босфору для постановки второго заграждения. Постановка в ночь с 23-го на 24-е не удалась и была произведена в ночь с 24-го на 25-е при весьма трудных условиях: миноносцам в совершенную темноту, при зыби до 3 баллов и пасмурности (временами дождь) пришлось идти вдоль самого Румелийского берега в расстоянии не более 10 кабельтовых от него, причем определение места было произведено по Кара-Бурну Румелийскому, около которого миноносцы прошли в расстоянии не менее одного кабельтова. Безлунная ночь и низкие облака дали возможность незаметно для неприятеля и точно выполнить постановку второго минного заграждения. Вследствие повреждения холодильника эскадренного миноносца «Гневный» (в плавании с июля 1914 года), 24-го числа на буксире эскадренного миноносца «Громкий» был отведен в Севастополь и в этой, и в последующих постановках не участвовал. Эта и последующая постановка была произведена под началом флаг-капитана по оперативной части моего штаба капитана 2-го ранга Смирнова, вступившего во временное командование 1-м дивизионом.
25 июля возвратился с обоими кораблями и всеми миноносцами в Севастополь, а утром послал линейный корабль «Императрица Екатерина Великая» в прикрытие миноносцев 1-го дивизиона, которые в ночь на 27-е снова оставшись незамеченными, успешно выполнили третью постановку. Вместо «Гневного», 1-му дивизиону был придан эскадренный миноносец «Громкий» (брейд-вымпел начальника 2-го дивизиона капитана 1-го ранга Гадда, командир капитан 1-го ранга Старк).
С этого времени надо считать, что выход из Босфора кораблей с большой осадкой без траления крайне рискован.
III. Наблюдение за минным заграждением у Босфора.
Для наблюдения за целостью минного заграждения и для препятствования тралению его, с 27-го числа у Босфора держалось поочередно и совместно подводные лодки, и пары миноносцев. Кроме того, 29 июля эскадренный миноносец «Пронзительный» (командир капитан 2-го ранга Овод) и «Беспокойный» (командир капитан 2-го ранга Тихменев) было поставлено дополнительное мелководное заграждение под берегом на ост от Босфора; такое же заграждение с вестовой стороны было поставлено в августе месяце. Во время дозора у Босфора наши миноносцы несколько раз были атакованы гидропланами и подводными лодками, но каждый раз безуспешно.
Вернувшейся 19 июля из крейсерства у анатолийских берегов подводной лодкой «Тюлень» (командир старший лейтенант Китицын) приведен на буксире большой парусник, захваченный в Угольном районе. 16 июля миноносцем «Строгий» (командир лейтенант Виноградский) у ЧЧивы уничтожено 8 фелюг и разрушено 5 складов. 23-го числа 5-м дивизионом (начальник дивизиона капитан 1 ранга Немитц) в Керасунде и Самсуне уничтожено 42 фелюги.
Б. Подготовка флота к операциям и боевым действиям.
10 июля миноносцами и линейными кораблями были произведены совместные маневрирования на случай боя с неприятельским легким крейсером, причем миноносцы применяли дымную завесу. Опыт дал хорошие результаты, говорящие за то, что нефтяные миноносцы не нуждаются в специальных приборах для дымной завесы.
Начиная с 10 июля, был произведен ряд стрельб с судов и с батарей Севастопольской крепости из противоаэропланных орудий, вследствие опыта которых приступлено к разработке ряда инструкций.
С 11 по 19 июля миноносцы 1-го дивизиона практиковались в ночных постановках минных заграждений. Только что присланные мины заграждения спешно приводились в готовность для постановки, выполненной после 20 июля.
Гидроаэропланы практиковались в ночных полетах, чем противоаэропланная судовая и крепостная артиллерия пользовалась для упражнения. К двадцатым чмслам был организован ночной выход в море и вход в Севастополь.
В. Оборудование театра.
В последних числах июля в Туапсе начата была установка 6 дюймовых орудий для защиты рейда.
В Сухуме учреждена гидроавиационная станция для охраны в прилегающем районе транспортов от подводных лодок.
Г. Действия противника.
В течение месяца, из числа военных судов, кроме указанного выхода «Бреслау», в море выходили только подводные лодки и производили полеты гидроаэропланы.
9-го и 10-го вблизи Севастополя неприятельская подводная лодка пыталась атаковать линейный корабль «Императрица Мария», но безуспешно, т.к. в первом случае лодка была своевременно атакована гидроаэропланом, сбросившим бомбы, а во втором, вследствие темноты и большого хода корабля лодка не смогла прийти на дистанцию минного выстрела.
23-го числа друга подводная лодка также безуспешно пыталась атаковать оба корабля 1-й линейной бригады.
По сведения разведки, 16 июля в море погиб воздушный корабль (возможно, что цеппелин, а не гидроаэроплан).
В этот день вероятное место гибели было осмотрено подводной лодкой «Нерпа», но никаких следов обнаружено не было.
Противник поддерживал также контрабандный каботаж из Румынии и Угольного района. Суда – малые пароходы и парусники ходили по ночам вплотную придерживаясь берега.
Д. Грузовые перевозки.
С 10 по 31 июля в портах Анатолии выгружено:
Людей – 4963
Лошадей – 100
Скота – 650
Верблюдов – 50
Орудий и повозок – 367
Груза – 255 764 пуда
Командированный мной начальник тыла Черноморского флота адмирал Маньковский выяснил недостатки как в организации, так и в ведении дела морских грузовых перевозок для Кавказской армии. Для устранения их в июле месяце был намечен ряд мер, главнейшая из которых – учреждение должности начальника отряда судов и портов восточной части Черного моря, необходимой в целях создания единовластия, отсутствие которого было главнейшей причиной неуспешности подвоза, в морской части этого сложного дела.
Подписали:
вице-адмирал Колчак
начальник штаба контр-адмирал Каськов
флаг-капитан капитан 1 ранга М. Смирнов
Верно: за флаг-капитана капитан 2 ранга Медведев.
Пометы:
Приятно было читать. 21.08.1916 И. Григорович
Нужно ли копию Его Императорскому Величеству. И. Григорович.
29.08.1916