Дохмелье, хмелье и похмелье - 2

топ 100 блогов qebedo11.11.2018 Твое, мое, наше

Марксизм не просто "облажался с СССР", не сумев предложить социальную систему, способную выдержать испытание временем. Он также дискредитировал себя как попытка свести историю человеческого общества к набору нескольких штампов, связанных с нюансами прав собственности. События в Англии и Нидерландах XVI-XVII веков марксисты признавали революциями, но объясняли их чем угодно - в основном "ростом прижима эксплуатации человеков и появлением буржуазии, рвущейся к власти" - но не их главными, лежавшими на поверхности причинами. Теми же самыми, которые, кстати, двигали и событиями Религиозных войн во Франции, которые марксисты не признавали революцией, несмотря на почти полную идентичность происходившему в Англии и Франции (мятеж не может кончится иначе, революции не проигрывают). Религиозные разногласия сторонники "научного материализма" могли признавать только как ширму, маскировавшую "истинные причины" - а если история в схему не вписывалась радикально, как в Скандинавии или Шотландии, где протестантизм победил практически бескровно, но никакого "буржуазно-экономического" взлета в XVII веке не случилось, то марксизм просто не занимался изучением истории Скандинавии или Шотландии XVII века (всех делов!).

Дохмелье, хмелье и похмелье - 2
Князь Януш Острожски[й], виновник первого большого казацкого восстания в Украине (тыц)

То же самое было и с событиями XVII века в Украине - что угодно писали советские историки об угнетении польскими панами несчастного аборигенского хлопства, которое становилось под их пером каким-то невыносимым "пленением вавилонским" (хотя чем радикально оное угнетение отличалось от "прижимов" в Московском царстве или Пруссии, понять сложно). Иногда даже писали о том, о чем в принципе писать в СССР было нельзя - о роли еврейства как прослойки между шляхтой и крестьянством, откупавшего многие повинности (крестьян) и привилегии (шляхты) и таки да, "угнетавшего трудовой народ" ради получения гешефта (из песни слова не выкинешь - именно поэтому антисемитизм так пышно цветет и колосится в Украине до сих пор). (Хотя, конечно, евреи не сами себе такой жизни добивались - просто другой "экономической и социальной ниши" у них в Жечи тогда не было, то бишь и средств к существованию тоже.) Но вот о чем писали меньше всего, из-под палки и только по большим пролетарским праздникам - о том, что к XVII веку черта, разделившая глубокой пропастью крестьянство, казачество и беднейшую шляхту от даже своих, родных-украинских, а тем более польских магнатов, четко пролегала по религиозному принципу. Крестьянин, казак и голутвенная шляхта были православными, магнаты - католиками. Даже местные украинские православные магнаты, существовавшие еще в XV-XVI веках, постепенно переходили в католичество (Острожские, Друцкие, Чарторыйские и пр.). Показателен пример Вишневецких, "державшихся до последнего" - Еремия (Ярема) Михайло Корибут-Вишневецки[й] стал католиком лишь в 1631 году, но не было с той поры у казаков врага ненавистнее его. А Адам Кисель, остававшийся греческой веры, вынужден был постоянно оправдываться перед крулем и сеймом в своей "ватокефалии" и украинстве - и после него ни один сенатор (депутат верхней палаты сейма) Жечи Посполитой уже никогда православным не был.

Однако до поры до времени эта проблема как-то оставалась острой, но не рваной. И самое первое в истории казацкое восстание таки случилось не из-за религии, и даже не из-за эксплуатации человека человеком. А из-за еще более тривиальной причины - Криштоф Львович поссорился с Янушем Константиновичем... Однако по порядку. Первые 41 год православный (хотя есть сомнения - неопровержимые свидетельства отсутствуют, и имя не совсем подходит) шляхтич Криштоф Косинский верно служил князьям Острожским, но в 1586 году потерял родовое поместье и ушел "на низ", в Сечь, "казаковать". Там Косинский не потерялся (видимо, 40 лет до того не на печи лежал) и уже в 1590 году по рекомендации коронного гетмана Яна Замойски[го] был назначен полковником Войска Запорожского реестрового, получив "на прокорм" пустоши Рокитное и Ольшанка в Киевском воеводстве. Однако же в 1591 году эти земли захватил князь Иван (ака Януш, особенно после перехода в католичество) Острожски[й], получив королевский привилей (жалованную грамоту). Почему именно представитель фамилии, на службе которой Косинский и разорился, отнял у него еще и "новую жизнь" - загадка истории (нет ли тут романтических причин?..).

Дохмелье, хмелье и похмелье - 2
Равич - герб фамилии Косинских

Видимо, всё-таки религия князя свою роль сыграла - как иначе полковник Косинский смог бы собрать под свою команду 6000 реестровых и "гулящих" (ака "низовых") казаков, чтобы 29 декабря 1591 года штурмом взять Белую Церковь - резиденцию главы рода, воеводы Киевского и старосты Волынского князя Константина Константиновича Острожского, отца Януша (впрочем, он-то как раз оставался верным греческому канону). Так началось Восстание Косинского, первое казачье на Украине (крестьянские и мещанские, впрочем, локальные, случались и ранее). Повстанцы объявили своего предводителя гетманом Войска Запорожского Низового (то бишь Сечи), и он выпустил манифест, в котором призывал "всех свободных людей восставать против магнатов" (довольно расплывчатая и обтекаемая формулировка). Повстанцы на протяжении всего 1592 года захватили достаточное количество местечек, и даже города - Триполье и Переяслав, осаждали Киев, отдельные отряды набегали на Брацлавщину и Волынь. Движение приобретало всеукраинский размах.

Сам гетман Косинский не заблуждался насчет перспектив борьбы против Жечи - он "задал тренд" всем последующим "борцам за свободу и независимость", связав свои надежды с Московским царством и послав к Федору I просьбу принять его сотоварищи на службу. 20 марта 1593 года царь даже прислал ответ, предлагая мятежникам укрытие на землях их "братьев по оружию": "Черкасом запорожским гетману Хриштопу Косинскому и всем атаманам и черкасом быть на Донце". Но до тех пор уже случились судьбоносные события. Косинскому на первых порах помогло то, что круль Сигизмунд III Ваза с подачи гетмана Замойски[го] (бывшего покровителя Косинского) счел восстание личными разборками Острожских с обиженными ими казаками и никаких коронных войск не прислал, велев князьям разбираться самим. Сейм отказался объявить баницию (роспуск реестра) казакам и провозглашать Косинского вне закона. Посему Острожские и князь Александр Вишневецкий как староста Черкасский собрали личные войска и выступили супротив повстанцев. Правда, 16 января 1593 года круль таки объявил сбор посполитого рушения (всеобщего шляхетского ополчения) трех воеводств - Киевского, Брацлавского и Волынского, и некоторые отряды успели присоединиться к войскам Острожских и Вишневецкого.

Дохмелье, хмелье и похмелье - 2
Поздний и явно фейковый портрет Криштофа Косинского

Решающее столкновение случилось 2 февраля 1593 года у села Пятки на Житомирщине. Восставшие казаки и крестьяне числом около 5000 человек и при 26 пушках под командой Косинского сразились с неизвестным числом шляхты и ратников Острожских и Вишневецкого. Мятежники были разбиты, потеряли от 1000 до 3000 убитых и всю артиллерию, после чего отступивший в лагерь Косинский запросил "пардону" и сдался на условиях того, что все оставшиеся казаки принесут присягу верности князю Константину Острожскому (сам Косинский - трижды ударив челом оземь, стоя на одном колене), за что получат право свободного прохода на Сечь. Судя по всему, войско князей было не так уж и велико, а неизвестные его потери - не так уж и легки, если условия эти были приняты.

Но восстание не окончилось - просто казаки нашли себе нового врага в лице князя Александра Вишневецкого. В ночь с 21 на 22 мая 1593 года примерно 2000 запорожцев окружили Черкассы. Однако же староста сделал вылазку из замка и сильно побил мятежников. Криштоф Косинский погиб то ли в бою, то ли во время переговоров в Черкассах, будучи убит слугами князя Острожского. Однако казаки осаду не сняли и осаждали Черкассы до августа, когда смогли заключить с Вишневецким соглашение, по которому тот обещал вернуть ранее захваченное имущество повстанцев, казаки сохраняли оружие и получали амнистию, а родственники погибших шляхтичей Косинского, Шалевского и Снятовского (вождей восстания) имели право судиться со старостой в Киеве. Правда, как только казаки-истцы явились в Киев, как тамошний воевода Константин Острожский кинул их в острог (каламбур-с!). Тогда запорожцы снова подступили к городу и осаждали его до тех пор, покамест не пришли вести о том, что крымцы напали на Сечь. Повстанцы ушли за пороги, и первое в истории восстание украинцев против поляков завершилось.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Юбилей! Ровно год назад, 12 июня, я первый раз вышел на фотоохоту, тогда еще вооруженный объективом Sigma 70-300, фотоаппарата у меня своего не было, использовал офисный Nikon D5000. Мошка тогда тоже была в самом разгаре, и я снимал на водоеме около города. Собственно и первые птицы, ...
А я живу здесь, где христось воскресает на две недели раньше. Мне нравятся светлые лица и любой повод для торжества духа, но воскресать два раза в год мне кажется перебор. Я имею в виду официально. Воскресать на самом деле приходится гораздо чаще, это вам любой алкоголик подтвердит. Но ...
Не пропадем, товарищи. На ОФЗ (Облигациях Федерального Займа) за неделю удалось выручить уже 5,4 млрд рублей. Короче говоря, экономика спасена за счет не самых умных наших сограждан. Судя по тому, как хорошо продаются Облигации Федерального Займа, люди вообще не читают историю страны, ...
Сейчас весь мир обсуждает поступок Анжелины Джоли. Я не хочу высказываться по этому поводу - пусть каждый решит для себя, как относиться к столь радикальному шагу. Но! Вчера я услышала по российскому телевидению один коментарий, который  привел меня в абсолютное бешенство. ...
Мужчины, о которых сегодня пойдет речь, тщательно скрывают свою личную жизнь от поклонников и журналистов, желающих узнать мельчайшие интимные подробности того, что происходит за закрытыми дверями их спален. Тот факт, что они скрывают свою жизнь за семью замками многим кажется ...