Дохмелье, хмелье и похмелье

В XIV веке Королевство Русь, созданное Дани[и]лом Романовичем Галицким, было включено в состав Великого княжества Литовского (превратившегося по этому случаю в Великое княжество Литовское, Руское, Жомойтское и иных [земель]) - кроме Галичины и Волыни, которые были оттяпаны Королевством Польским (впрочем, за Волынь потом была "боротьба", и "лыцвины" ее таки оттяпали назад, кроме Белза и Хелма, ставшими Воеводством Белзским). А после Люблинской унии 1569 года все земли бывших русских княжеств Киевского, Переяславского, Черниговского и Галицкого стали частью Жечи Посполитой - Галичина оставалась в Польше как Воеводство Русское, а остальные земли в Литве. Однако же сами аборигены сих земель никак не ассимилировались ни с не очень уловимыми "лыцвинами" (на самом-то деле именно они и составляли большинство населения ВКЛ, исключая собственно литовские земли, так ассимилироваться было особо и не с кем, не с самими же собой), ни с конкретными поляками, имея для этого два "якоря" - православное вероисповедание и западнорусский язык. Примерно с XVI века земли сии стали неофициально зваться [О]Украиной - окраиной, пограничьем, а населявшие ее звались русины. (Устроение лингвосрачей в каментах будет истреблено напалмом.)

Вопреки стереотипам, большинство казаков всегда были пешими
Чтобы не погрязать в исторической этнографии, коротко "всё это" можно описать так - крестьянство жило в деревнях, подчинялись панству-шляхте, которая была своя же, тутошняя и православная (хотя уже в XIV веке многие магнаты пали жертвой сознательной политики властей Жечи на перекрещение в малолетстве, основная часть хранила верность "ватокефалии"). Горожане жили в городах (имевших самоуправление по магдебургскому праву) и местечках (самоуправления и права не имевших и подчинявшихся своему пану) - так, к слову, появились мещане. Однако же житие "на украйнах", куда постоянно набегали всякие нехорошие люди, типа ордынцев, ногаев, позже - крымских татар, породило особый класс (сословие, группу - обзывайте як хотите) населения, названный казачество (тру-вукраински, конечно, кОзачество, но я тут таки по-русски в большинстве случаев пишу). Это были люди, которые либо время от времени, либо постоянно промышляли разбоем и грабежом, но поскольку грабить старались мусульман, то имели некий ореол "защитников веры християнской и отечества". Впрочем, "своих" они тоже часто грабили, и не занимались этим постоянно только из соображений самосохранения - где-то надо после скока укрываться от татар, а там, где кушаешь и спишь, гадить неудобно.
Селились казаки, естественно, ближе к границе, в основном по обеим берегам Днепра, и делились, в свою очередь, на тех, у кого половое созревание уже прошло, и гормоны играли только изредка - такие заводили семью и хозяйство, отлучаясь на пограбеж "лишь иногда", и на тех, у кого по молодости (или, по отсутствию извилин в голове - на всю жизнь) огонь в заду еще полыхал. Последние держались друг друга и зимовали после "гоп-стопов" за днепровскими порогами - в укрепленном месте, называемом Сечь (ее географическое положение несколько раз менялось), для пущей важности часто называемая Запорожской. Останавливаться на описании этой "лыцарской ОПГ" я тут не буду, инфы желающие в Сети (не в Сечи) найти могут предостаточно, и даже кое-что из этого может быть почти правдой.

Круль Сигизмунд II Август - первый "козакозаводчик" на Украине
Естественно, что со временем казаки стали "природными воинами" и достойными соперниками тех, с кем постоянно дрались на границе - крымских татар. Причем, вопреки картинкам и прочим "легендам народностей", бОльшую часть казачьих ватаг всёж таки составляла пехота - на дальние расстояния они предпочитали плавать в лодках, то есть были типичной "судовой ратью". А крепче всего дрались за телегами, или на заранее укрепленных позициях - старая добрая восточноевропейская тактика супротив полчищ кавалерии. Именно как легкая и знакомая с повадками сопостата пехота, владевшая "огневым боем", казаки начали в XVI веке привлекать внимание крулей Жечи - шляхетской кавалерии-то было много, а вот с самопалом из-за телег пукать благородного пана не допросишься.
И потому в XVI веке, при круле Сигизмунде I Старом, началось обсуждение в сейме "козацкого вопроса". С одной стороны, в козаки убегали от шляхты самые сильные и крепкие крестьяне, что мешало "извлекать продукт" и разоряло помещиков. К тому же казаки никому не подчинялись и не платили налогов - безобразия какие. Но, с другой стороны, истреблять их очень нудно - не доскачешься за каждой ватагой по степям. Да и если всех переловить - и чо? Татары, а потом и турки придут на Украину, и отбиваться там от них будет некому. Посему решено было использовать казаков на службе короне - но за неимением денег вопрос подвис в воздухе. Первыми, видимо, нанимать казачьи отряды стали магнаты (некоторые, как князь Дмитрий "Байда" Вишневецкий, построивший первую Сечь, даже были их атаманами) и гетманы - потому что грамота круля Сигизмунда II Августа от 5 июня 1572 года лишь подтверждала распоряжение польного коронного гетмана (заместителя верховного главнокомандующего Польши) Ежи Язловецки[го] о найме на госслужбу 300 украинских низовых (то есть, обитающих ниже по течению Днепра) казаков. Они стали первыми в истории реестровыми (то есть, занесенными в официальный список) казаками. Им полагались привилегии - освобождение от уплаты налогов, приравнивание к безгербовой шляхте (которая имела дворянские права, но не могла участвовать в выборах и выбираться), жалованье (одеждой, воинскими припасами и деньгами).

Самая старая из известных печатей Войска Запорожского (1595 год)
Командиром первых трех сотен реестровых стал шляхтич Ян Бадовский (ибо, скорее всего, украинец), названный в грамоте короля "старшИм и судьей над низовыми казаками". Посему его обычно считают первым гетманом Войска Запорожского (хотя официально в бумагах так и оставался старшИм) - как стали с тех пор называть командира реестровых казаков. Численность записанных на государеву службу постоянно колебалась - 300, 400, 600, 1000, 4000, 5000, 6000, но во время большой войны реестр могли раздувать и до 20-40 000 человек, однако после всегда снова "жестко резали".
Остальные казаки, не внесенные в реестр, короной Жечи не признавались, и против них шляхта и те же реестровые имели право бороться всеми доступными способами. Впрочем, поскольку ворон ворону очей не выест, реестровое Войско Запорожское всегда весьма хреново боролась со своими "коллегами". "Беззаконные" казаки постоянно добивались внесения в реестр, но даже не будучи в него вписаны, всё равно считали, что обладают всеми положенными от круля привилегиями, ибо "также с бусурманами бьются нинажисть, защищая верь християнскую", и даже стали называть себя Войском Запорожским Низовым.
|
</> |