Добро пожаловать в ад


Смертельно больной человек, обреченный на медленное, мучительное умирание, мучительное не в прямом, а в переносном смысле. Мне довелось читать дневниковые записи одного из таких несчастных – поначалу полные оптимизма, как я подозревал – наигранного; они постепенно становились чернее и чернее; наполнялись болью, а вместе с болью приходили к нему злоба и ненависть. К близким, к дальним, к тем, кто здоров, в то время как он – умирает.
Планы успеть за короткий промежуток времени “что мне осталось” сделать кучу прекрасного и благородного постепенно сменились жалобами – на врачей, которые не предлагают лечение прогрессивными, новыми методиками; на родных, которые не прикладывают усилий для того, чтобы вылечить, потому как “знаю, шансов нет, но надеюсь”, которые слишком эгоистичны и не в силах сделать последние месяцы и дни больного человека по настоящему счастливыми.
Злобы в записях становилось все больше.
Последнее, что я там прочитал, звучало примерно так :
- Только сейчас я понял, что, услышав диагноз, не смог сразу расшифровать другую фразу: добро пожаловать в АД. Я доживаю свои дни, испытывая при жизни все муки, которые обещает грешникам Преисподняя. Понимаю, что превращаю в АД жизнь моих близких, и злюсь от того, что моя смерть и для них станет облегчением…
Через несколько дней все записи там были удалены. Не знаю, кем.
Перечитывая недавно Павла Рудича, наткнулся на эту же самую мысль – что родственники неизлечимо больного человека, которые, по идее, должны испытывать охрененное количество счастья, ухаживая за умирающим, наблюдая за его мучениями и всеми силами стремясь продлить его существование на этой земле, на самом деле такого счастья не испытывают, наоборот.
Потому умирающие, брошенные в ванной на сетке или за ширмой – не редкость. И осуждай не осуждай тут…нет толку. И ждут многие часа смерти, надеясь, что уж тогда-то – отмучаются, да. Вместе с умершим, который освободит их. Наконец, и от своих капризов, и от своих страданий.
Ведь, как бы это ни страшно звучало – тяжело больной человек далеко не подарок. Многие начинают изводить близких капризами, часто необоснованными. Истериками. Припадками агрессии. Близким полагается это стоически терпеть – родной ведь человек, больной, умирающий.
А каково в это время тому, кто умирает? Подозреваю, что они осознают, что над близкими издеваются…
Волей неволей начинаешь задумываться - а так ли правильно продлевать собственные мечения, которые можно было бы прекратить? На язык просится страшное слово “эвтаназия”.
Опустим то, что до сих пор в большинстве стран эвтаназия запрещена и если вдруг найдется врач. Который согласится ее провести, то он будет считаться убийцей. Нo, кроме этого, как мне недавно сказали, эвтаназия – страшный грех. Человек, решившийся на эвтаназию, становится самоубийцей, ему грозят вечные муки.
Парадокс – Ад в посмертии за то, что избавился от Ада прижизненного.
Вы как, решились бы?
Стоит ли умирающему давать право решить самому – жить ему или умереть?
|
</> |