ДНЕВНИК ПОЛИТИКА: ИЛЛЮЗИЯ И БЕССИЛИЕ Из статьи П.Б.Струве
enzel — 19.11.2013 ДНЕВНИК ПОЛИТИКА: ИЛЛЮЗИЯ И БЕССИЛИЕИз статьи П.Б.Струве в газете «Россия и славянство» от 20 июля 1929 г.:
«Ключ к происшедшему на наших глазах крушению русской государственности следует искать в двух связанных между собой, но совершенно иррациональных первичных обстоятельствах, или положениях (положениях не в смысле высказываний или тез, а в смысле фактов, или обстояний).
Государственно-охранительные элементы, от крайних правых до государственно мыслящих революционеров кадетского или даже более левых толков, жили в иллюзии, что русская государственность несокрушима, жили в этой иллюзии даже тогда, когда уже явственно появилось чудовище большевизма, думая, что это чудовище есть не реальная историческая сила, а случайное «наваждение», которое само перейдёт и пройдёт. Эта иллюзия принимала, соответственно общему и политическому мировоззрению тех или иных лиц и целых кругов и соответственно стадии подготовки и обнаружения революции, самые разные формы. Но она, эта иллюзия, владела и императором Николаем II, и императрицей Александрой Фёдоровной, когда они отвергали всякие «уступки» Государственной Думе даже с октябристско-националистическим большинством и опутывали препятствиями покойного Столыпина, и П.Н.Милюковым и А.Ф.Керенским, когда они в разной степени играли с идеей и перспективой революции и потому, сознательно и ещё более бессознательно, предпочитали острую революцию тупой реакции.
Без учёта владевшей всеми так или иначе прикосновенными к политике умами (за исключением каких-либо единиц невлиятельных или бездейственных) «иллюзии» государственной несокрушимости России нельзя понять нашей революции. Эта иллюзия была не только мыслью, это была целая духовная атмосфера, целое душевное состояние.
Но совершившуюся революцию нельзя понять и без учёта другой особенности, тесно связанной с только что очерченной иллюзией. Не сила противогосударственного нападения со стороны большевиков и полубольшевиков обусловила собою успех удара, т.е. возможность крушения государства, а бессилие государственного сопротивления или отражения со стороны противобольшевиков. И это верно на всех стадиях революции. Ни монархические разных оттенков, ни государственно-революционные (республиканские) элементы не противопоставили противогосударственному нападению большевиков той социально и политически сплочённой и сосредоточенной во времени силы, какую, например, в Германии явили социал-демократ Носке и союзное с ним монархическое офицерство, когда они буквально смели германских большевиков-спартаковцев. Ни германские социал-демократы, ни офицерство Германии, когда они это делали, не думали о том, кто из их оборонительного союза в конечном счёте выйдет победителем – они думали лишь о том, чтобы над противогосударственными силами восторжествовала государственность. Тут действовало не рассуждение, а инстинкт и воля к борьбе за государственность.
Я не могу здесь развивать этих мыслей, существенных исторически и политически. Скажу только, что именно в тумане обволакивавшей русские умы «иллюзии» государственной несокрушимости России собралась и организовалась вражья сила Ленина, и окрепла она в советчину именно потому, что никогда не было противопоставлено максимально сильное и – что ещё существеннее – максимально быстрое сопротивление, руководимое таким же безошибочным государственным инстинктом, каким в Германии руководились социал-демократ Носке и монархическое офицерство, на которое он опёрся. Так была проиграна национальная контрреволюция, и сейчас перед Россией стоит уже задача национальной революции против советчины». (Дневник политика. Сс. 457-458.)
Добавлю кое-что от себя к этим известным словам акад. Струве. По сути дела он страстно сожалеет об одном – что хамскую расхристанную толпу «с семечкой» не накормили до отвала свинцом, картечью, бомбами – ибо только так следовало к ней отнестись. И сделать это нужно было как можно скорее (но лучше сразу) в течение всего периода от 25 февраля до 25 октября 1917 г. Дальше было уже сложнее, ибо сволочь захватила власть в великом государстве. И вот мы уже 96 лет живём в возникшем тогда государстве-сволочи внутри происходящего от той самой толпы «с семечкой» общества-сволочи. Потому что те, кто сделать это должен был и мог, не сделали того единственного, что сделать было необходимо – и что было не столь уж сложно в то время – не убили гадину.
|
</> |