Дмитрий Митюрин "Капкан для Горбачёва"

Последний шаг к высшей власти Горбачёв сделал после кончины Константина Черненко, когда прошёл в новые генсеки.
С одной стороны, его взлёт был закономерен, поскольку «мамонты» брежневского времени уходили один за другим, и быль очевидно, что новый лидер должен принадлежать к более молодому поколению в Политбюро. При этом, помимо Горбачёва, «молодёжь» представляли ещё два кандидата — курировавший промышленность и «оборонку» Григорий Романов и первый секретарь московского обкома Виктор Гришин.
Когда Политбюро собралось определять преемника, Романов, на свою беду, находился в командировке в литовской Паланге, а Гришин был личностью в партии малопопулярной, что тоже имело значение. Теоретически генсеком мог стать последний ещё живой старец — глава МИД Андрей Громыко, но в ходе кулуарных переговоров он согласился на не связанный с реальной властью пост номинального главы государства — председателя Президиума Верховного совета СССР.
Курс на реформы новый генсек Горбачёв обозначил на состоявшемся в апреле 1985 года пленуме ЦК. Ключевым был лозунг «ускорения», предполагавший резкий подъём промышленности и благосостояния народа за короткие сроки. В целом, исходя из формулировок, никто не мог и заподозрить, что речь идёт о чём-то большем, нежели косметический ремонт существующей системы.
Вероятно, и сам генсек ни на что большее не замахивался. Главной задачей для него было устранение конкурентов и насыщение Политбюро и ЦК своими сторонниками. И с этой задачей он справился.
Репутация Романова была подмочена слухами о якобы роскошной свадьбе, организованной для его дочери аж в Эрмитаже. В результате опытного и полного сил хозяйственника отправили на заслуженный отдых, полив напоследок грязью. От менее опасного Гришина избавились чуть позже.
Преемник Романова во главе ленинградской парторганизации Лев Зайков произвёл на генсека хорошее впечатление, организовав ему тёплую встречу в «колыбели революции», после чего отправился в Москву на повышение членом Политбюро, секретарём ЦК и фактическим куратором всей «оборонки».
Министерство иностранных дел вместо перешедшего в статус «свадебного генерала» Громыко возглавил бывший руководитель Грузии Эдуард Шеварднадзе. Ещё один энергичный кавказец, бывший руководитель Азербайджана, а ныне заместитель председателя Совета министров Гейдар Алиев, хотя и поддерживал Горбачёва, генсеку почему-то не нравился — видимо, тот углядел в нём опасного конкурента. По рассказам самого Алиева, кремлёвские врачи убедили его подать в отставку, доказывая, что жить ему осталось лет пять, не больше.
Главу правительства престарелого Николая Тихонова отправили на пенсию в сентябре 1985 года, заменив 55-летним Николаем Рыжковым. Тот имел за плечами хорошую хозяйственную школу, но предложить эффективную программу выхода из кризиса оказался не способен.
"Тайны СССР", 2022, 16.
|
</> |