Дм. Быков "Маяковский" и мои воспоминания и дополнения по теме.

топ 100 блогов suomilarissa01.08.2021 Дм. Быков Маяковский и мои воспоминания и дополнения по теме.
Маяковского (1893-1930) мы "проходили" в советской школе. В памяти остались строчки из стиха о советском паспорте и до дыр затёртая фраза: "Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?" В юности мы любили отрывок из его знаменитого стихотворения, который цитировали напамять:

море уходит вспять
море уходит спать

Уже второй. Должно быть, ты легла.
В ночи Млечпуть серебряной Окою.
Я не спешу, и молниями телеграмм
Мне незачем тебя будить и беспокоить.
Как говорят, инцидент исперчен.
Любовная лодка разбилась о быт.
С тобой мы в расчете. И не к чему перечень
Взаимных болей, бед и обид.
Ты посмотри, какая в мире тишь.
Ночь обложила небо звездной данью.
В такие вот часы встаешь и говоришь
Векам, истории и мирозданью.

И когда читали этот отрывок, верили в то, что поэт не выдержал быта и поэтому застрелился. Это было нам понятно, так как быт в пору моей юности 60-х годов оставлял желать лучшего, было от чего застрелиться, тем более если была любовь. Своего жилья даже у тех, кто был в браке, не было, а у творческой молодёжи тем более, среди которой ходила поговорка: "Есть с кем, есть когда, нет где". Не было и лишнего рубля, чтобы в кафе угостить блинчиками с мясом - вспомнилось кафе "Пегас" в Таллине, где собирались молодые художники, филологи.

Что Маяковский в юности не бедствовал, этого мы не знали. А он уже до революции с огромным успехом гастролирует по России - чтец он был потрясающей, о чём в своей книге Быков не раз упоминает. В 20-х годах Маяковский привозит Лиле Брик не только наряды и духи, а и автомобиль, чету Бриг он обеспечивал материально.

О Лиле Брик (1891-1978) мы знали, не догадываясь, что в 60-х годах она была жива, что только спустя годы она покончила с собой, пережив поэта почти на полвека. Жизнь Маяковского вместе с четой Брик удивляла, словно мы забывали о Тургеневе, прожившим, как он сам выразился, на краю гнезда Полины Виардо, и, конечно, Некрасов и его "трегольник", о чём пишет и Дм. Быков в книге.

Как-то так получилось, что учась на филфаке Тартуского, а потом Хельсинкского университета, я "проплыла" мимо творчества Маяковского, а читать его после школы даже в голову не приходило, да и жизнь его, за исключением его связи с Лилей Брик, не представляла особого интереса. И вот в 90-х годах России появляется писатель, поэт и публицист, литературный критик Дмитрий Быков, с творчеством которого я познакомилась совсем недавно, и его книги и лекции как литературного критика меня очень заинтересвали. Высказывания Быкова о том или ином произведении порой сражают своей парадоксальностью, но его уникальная память и эрудированность поражают. Он как бы возвращает нам советскую литературу, ту, которую мы выбросили за борт.

Книга о Горьком Дм. Быкова вышла в малом формате, и чуть более 200 страниц её читаются на одном дыхании, чего не сказать о книге о Маяковском -  это нелёгкое чтение, факт. Во-первых, все тексты книг серии ЖЗЛ набраны плотно, абзацы бывают на страницу- полторы, цитат обычно немало. В книге Быкова 700 страниц, масса имён, часть знакомых, часть совершенно не знакомых. Как как-то выразился Умберто Эко, все писатели и поэты знают друг друга, говоря современным языком, все они в одной тусовке. И вот про эту "тусовку" Дм. Быков нам рассказывает, приводя массу документальных фактов - писем и воспоминаний современников Маяковского, правда, сноски на источники он не даёт, да и сами цитаты слишком длинны, так и хочется сказать, вспоминая Булгакова: "Маэстро, урежьте марш!"

Революции 17-го года Быков посвятил одну из глав. Революцию приветствовали многие, а уж что потом получилось - это было другое дело.Никакого штурма матросами-большевиками Зимнего дворца не было, как в известном фильме показано. Большевики всё захватывали без боя - "все учреждения, а потом квартиры", "красный террор начался не сразу". "Вертикаль власти восстановилась очень быстро, и вместо монархии возникла диктатура, о которой монархия не смела и мечтать." - так пишет Быков.

О самоубийстве Маяковского Быков пишет уже в самом начале книги. Пишет парадоксально: "Христос был за всех нас распят. Пушкин за всех нас убит на дуэли, а Маяковский за всех нас застрелился. Теперь нам можно этого не делать."

Маяковский стрелялся не от любви, всё было по-другому. Да под конец жизни, слава его померкла. Но и это не было основным поводом стреляться. Одна из глав книги называется "Невротик". В ней автор пишет о том, что у Маяковского был синдром навязчивого состояния, были огромные перепады настроения, страдал поэт и игроманией, которая, как известно, была у Моцарта и Пушкина. (Лично я считаю, что постоянные проигрыши в карты Пушкиным были тем толчком, который послужил причиной упорного желания поэта стреляться на дуэли - карточные долги у Пушкина-наше-всё были обогромные.) Но Маяковский блестяще играл в покер и играл до тех пор, пока не выигрывал.
О синдроме навязчивого состояния, пишет Быков, говорит и то, что Маяковский постоянно мыл руки, был большим аккуратистом, постоянно убирался в своём жилище. Всё сложилось один ко одному.

Книга построена очень оригинально. Есть отдельные главы о современниках и о 12 женщинах поэта. Трудно сейчас по фотографиям судить насколько красив был Маяковский и как очаровательны были женщины, с которыми у поэта были любовные романы.

Быков пытается объяснить "треугольник" Брики и Маяковский. Он, как видится, несмотря на всё свою раскованность, сексуальное поведение Лили Брик видит в оригинальном свете, я бы сказала. Может, это отголоски советского времени, когда в обществе царил аскетизм, пуританство и ханжество. Получалось, что секса нет, а есть любовь с её высокими идеалами. В молодой женщине видели или тургеневскую барышню, или развратницу. О том, что женщин секс сам по себе может интересовать, не могло быть и речи, хотя в реале было нет так. Помнится, что партийные дамы, выезжая в турпоездки за границу, привозили оттуда известный на Западе эротический журнал "Playboy", и не владея английским, просили меня перевести ту или иную статью из него - это было, когда я работала секретарём в парткоме Полит. института в Таллине в начале 60-х. А в 70-х, уже в Финляндии, приезжавшие на работу советские дамы первым делом интересовались, где у нас в городе кинотеатр и идёт ли запретный в СССР фильм «Эммануэль». В советских фильмах постельных сцен не было, из иностранных фильмов эротические сцены вырезались. Герои целомудренно целовались и потом на экране шли кадры неба. Вся наша классическая русская литература, не говоря уж о советской, без описаний секса.

Дм. Быков в книге не даёт развёрнутый фон, на котором протекала жизнь и творчество Маяковкого, а он многое объясняет. Это было трагическо- драматическое время, не такое благостное, как можно подумать, читая книгу Быкова. Так, у него нет упоминания о пристрастии поэтов Серебряного века к наркотикам. Об этом в статье "Великие наркоманы Серебряного века". Цитирую начало: "Тема влияния наркотиков на культуру Серебряного века терпеливо ждет своего исследователя. Подкинем несколько имен и цитат, не все же из раза в раз вспоминать одного Михаила Афанасьевича Булгакова с его морфием. Ведь были, говорят, еще и Гумилев, Есенин, Брюсов, Хлебников — и многие, многие другие... У Маяковского есть такие строки: «Горсточка звезд, / ори! / Шарахайся испуганно, вечер-инок! Идем! / Раздуем на самок / ноздри, / выеденные зубами кокаина!» Об этом здесь: https://knife.media/writers-addicts/.

 "Введение в России сухого закона во время Первой мировой войны привело к тому, что вся страна подсела на кокаин. Наркомания охватила все слои общества. Побороть ее удалось только спаиванием страны. Именно Первая мировая война способствовала тому, что кокаин (наряду с морфием) стал в России "культовым" наркотиком. В империи на время войны ввели сухой закон, под запрет попали не только водка, вино и самогон, но даже пиво. В этих условиях горожане (особенно питерцы и москвичи) нашли замену алкоголю в доступном поначалу белом порошке. Февральская, а затем Октябрьская революции 1917 года способствовали распространению самых грязных и отвратительных форм кокаинизма." Цитата отсюда: "Революция с марафетом" (https://www.kommersant.ru/doc/1945350)

О разгуле сексуальной революции в первые годы советской власти см. и слушайте этот ролик:
О Лили Брик вышла кгига в ЖЗЛ. Пока не читала. Что касается книги Быкова, то, как говорят: "Читайте, Шура, читайте!".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Иду завтра на концерт Roxette в Ледовый. Жена хочет поехать. Я ведь правда могу использовать аргумент, что там: 1. Мест на стоянке нет. 2. Стоянка платная, тыщща час. 3. На районе много гопников, стекла побьют. тем более, что всю субботу придецца не пить! ...
Пекло, плюс 47 на солнце. Открываешь дверь — и отшатываешься, будто заглядываешь в раскалённую духовку. Белое от зноя небо. Даже грозовые тучи не темнеют, молнии бьют из прозрачных, ...
Для вас, турбопатриотов, просто нет больше никаких ругательных слов в русском языке, чтобы описать вашу тупость. Вам 7 лет говорилиэ. что нас там если и ждут, то надо все равно семь раз отмерять и один раз отрезать. Рассказывали почему болгары в 1877 были не очень рады "возхвращению" ...
Вифлеем. В этом палестинском городке родился Иисус Христос. С первых веков существования христианства и до наших дней к этой святой земле направляются миллионы паломников. В конце ...
Варила кукурузу, та, которая молодая, вкусная, а та, которая "постарше", во первых долго варилась, да и потом не очень жевалась.... Вчера опять ездили на великах, дождь кончился, обед сварила, других дел не было, да и ... планировали в общем то....думали из-за дождя не получится,но ...