Игры шпионов: как советские невозвращенцы бежали на Запад через Финляндию
suomilarissa — 20.07.2021 Во время холодной войны Финляндия была плацдармом для шпионских игр Запада и Советского Союза. Страну использовали также как перевалочный пункт для побега в западные страны.В 1962 году британский бизнесмен и инженер Гревилл Винн приехал в Москву. Его можно было бы назвать обычным деловым путешественником, но вот уже больше года обычным он не был. Он был связным полковника Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР Олега Пеньковского, через которого тот переправлял секретные данные британской разведке. Британцы платили Пеньковскому деньги и пообещали помощь в побеге на Запад.
Больше года эта схема работала, но вот Пеньковского стали подозревать в шпионаже в пользу иностранной разведки. И тогда Винн убедил МИ-6 послать его в Москву в последний раз, чтобы он помог осведомителю с побегом из СССР.
«Наши агенты приплывут на лодке из Финляндии в Сосновый Бор. Охрана там в порту нестрогая. Они заберут Пеньковского и поплывут обратно. Если мы сможем вывезти его из Москвы без проблем, всё будет отлично».
Такой план озвучила актриса Рэйчел Броснахэн, игравшая роль сотрудницы ЦРУ Эмили Донован в фильме 2020 года The Courier. На русский название фильма перевели как «Игры шпионов», очевидно, чтобы не путать с советской трагикомедией. В Финляндии ленту назвали Kuriiri, как в оригинале, а на экраны она выйдет 8 августа.
Разочаровавшийся
Хотя многое в этом фильме – фантазия сценаристов, и план побега через Финский залив в том числе, в истории есть пример, когда тайный агент британской разведки успешно сбежал из Советского союза через Финляндию. Зовут его Олег Антонович Гордиевский, и он жив до сих пор. Он написал несколько книг о своей деятельности и стал кавалером британского ордена Святых Михаила и Георгия. Сейчас Гордиевскому 82 года и он живет в Великобритании.
Известен он тем, что 20 июля 1985 года, ровно 36 лет назад, ему удалось бежать из СССР через Финляндию в багажнике машины британского посольства. Сделать это ему пришлось, потому что он был двойным агентом и КГБ стало об этом известно. Но давайте обо всем по порядку.
Гордиевский закончил МГУ и пошел работать в МИД, где был распределен в Восточный Берлин в 1961 году. Спустя два года по примеру своего отца и брата он поступил на службу в КГБ. Его отправили под прикрытием консульского работника в Копенгаген, где он должен был заниматься связями с местными агентами советской разведки.
Как он сам пишет в воспоминаниях, после Пражской весны 1968 года он разочаровался в действиях и роли СССР на международной арене, и им заинтересовалась британская разведка в Дании. Он стал осведомителем британцев, действуя исключительно из идейных соображений и не прося взамен денег. На несколько лет эта деятельность была прервана, когда он работал в Москве в аппарате КГБ, но в 1982 году он был направлен в Лондон, и сотрудничество с британской разведкой продолжилось.
За три года в Лондоне Гордиевский успел передать огромный массив данных о деятельности Советского Союза, отчет о которых поступал премьер-министру Маргарет Тэтчер. Он раскрыл британцам многие аспекты разведывательной деятельности СССР в Туманном Альбионе и имена шпионов, рассказал подробности операции РЯН (Ракетно-ядерное нападение), сообщил места расположения советских ядерных вооружений и предупредил, что в СССР приняли военные учения НАТО Able Archer 83 за подготовку к скорому началу войны.
В июле 1987 года Гордиевский встречался с президентом США Рональдом Рейганом.
Начало конца сотрудничества Гордиевского с британцами положил визит Михаила Горбачева в Лондон в декабре 1984 года. Горбачев встретился с Гордиевским, и тот произвел благоприятное впечатление на будущего президента СССР. После этого британская сторона объявила персоной нон-грата руководителя Гордиевского с той целью, чтобы его место занял сотрудничающий с ними человек. И в январе 1985 года Олег Гордиевский был назначен исполняющим обязанности резидента, то есть руководителя лондонского отделения КГБ.
Все шло по плану, но в марте того же года КГБ завербовал высокопоставленного сотрудника ЦРУ Олдрича Эймса. Он передал советской стороне сведения, которые позволили выйти на двойных агентов, работавших на МИ-6. В этом списке значилось и имя Гордиевского. У КГБ не было прямых доказательств его работы на британцев, поэтому 16 мая Гордиевского телеграммой вызвали в Москву для окончательных консультаций по поводу его назначения резидентом в Лондоне. Он прилетел в Советский Союз, но вместо консультаций его ждал допрос. Его отвезли на дачу в Подмосковье, где пытались выбить из него признание в измене родине. Для этого, вероятно, даже воспользовались «сывороткой правды», которую подмешали в коньяк.
Гордиевский так ни в чем и не сознался, но ему сказали, что назад в Лондон он не вернется и ему подберут должность в Советском Союзе. Он понимал, что его раскрытие – это дело времени, поэтому решил бежать на Запад.
Батончик Mars и музыка Сибелиуса
Помощь при побеге могла негативно повлиять на отношения Великобритании и СССР, но свое согласие на операцию дала сама Тэтчер, поэтому МИ-6 приступила к выполнению заранее разработанного плана. Еще до поездки в Москву Гордиевский договорился с британской разведкой, что в случае необходимости побега он даст определенный сигнал в определенном месте у гостиницы «Украина» во вторник вечером в 19.30.
Сигналом служило то, что у Гордиевского должен быть с собой пакет из американской сети супермаркетов Safeway. У агента МИ-6 должен быть пакет из лондонского универмага Harrods, он должен есть батончик Mars, и они оба должны встретиться взглядами. Связной проходил мимо условленного места каждую неделю – даже в те дни, когда Гордиевский был не в Москве. Таким образом пытались запутать слежку. Хотя за Гордиевским следили круглосуточно, сотрудники КГБ так и не распознали условный знак.
Побег начался 19 июля, когда Гордиевский пошел на пробежку в парк, запутал следивших за ним агентов и смог сесть на Ленинградском вокзале в поезд до Ленинграда. Ему помогло отстать от слежки большое количество туристов, приехавших на начинавшийся в конце июля XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
В Ленинград Олег Гордиевский приехал утром 20 июля. Там он доехал до Финляндского вокзала и сел на электричку до Зеленогорска, где пересел на автобус до Выборга. От выборгского автовокзала он пешком дошел до заранее оговоренного места и стал ждать. Вскоре на место приехали два автомобиля Ford Cortina посольства Великобритании в Москве. Британские дипломаты выдумали, что им срочно необходимо доехать на машинах по земле до Хельсинки из-за болезни сотрудника, и советские власти разрешили им это. Гордиевского поместили в багажник и направились к финской границе.
Благодаря дипломатической неприкосновенности машины на границе не проверяли, а собак удалось сбить с толку посредством открытого пакета с картофельными чипсами и грязного подгузника. Собачьи носы не учуяли нелегала в багажнике. Вскоре, как и было условлено, в машине зазвучала симфоническая поэма Сибелиуса «Финляндия», и Гордиевский понял, что побег удался.
В 1997 году в Финляндии вышла книга Олега Гордиевского «Слепое зеркало», и бывший резидент вновь оказался на финской земле. Фото: Yle
На территории Финляндии его ожидала другая машина, которая довезла его до норвежской границы. Из Северной Норвегии Гордиевского отправили на самолете в Осло, а оттуда – в Англию. В Финляндии за успех операции отвечала начальница хельсинкского отдела МИ-6 Маргарет Рэмзи. Она предупредила об операции тогдашнего руководителя Полиции безопасности Сеппо Тиитинена.
Побег Олега Гордиевского наделал много шума как в СССР, так и на Западе. В сентябре 1985 года британцы по наводке Гордиевского выслали 31 сотрудника советского диппредставительства, служивших агентами внешней разведки. В ответ СССР выслал 25 сотрудников британского посольства. В ноябре в Советском Союзе Гордиевского заочно приговорили к расстрелу, и этот приговор не отменен до сих пор. В Британии же в 2007 году королева Елизавета II наградила его Орденом Святых Михаила и Георгия за служение безопасности Соединенного Королевства.
Диплом о побегах
Олег Гордиевский – не единственный советский резидент, который воспользовался Финляндией для побега на Запад. За 25 лет до этого, в год возведения Берлинской стены Анатолий Михайлович Голицын был назначен в качестве атташе под именем «Иван Климов» в советское посольство в Хельсинки. Официально он занимался оформлением виз, но на самом деле был специалистом по контрразведке стран НАТО.
В своих воспоминаниях он расскажет потом, что впервые задумался о побеге в 1956 году, потеряв веру в советскую систему после разоблачения культа личности Сталина, а в Хрущева как руководителя после подавления Венгерского восстания. Впрочем, вполне вероятно, что причиной побега послужило недовольство Голицына своим карьерным ростом. Примечательно, что даже дипломную работу он писал на тему предупреждения побегов на Запад.
15 декабря 1961 года Голицын с женой и дочерью оказался на пороге дома первого секретаря посольства США и руководителя финского бюро ЦРУ Фрэнка Фрайберга в районе Вестэнд города Эспоо и заявил, что хочет получить убежище в Америке. В течение двух часов Фрайберг смог организовать перелет Голицына и его семьи с аэродрома Малми в Стокгольм. Там они получили новые паспорта на американские имена и визы. Потом их с провожатыми доставили на борту американских ВВС на американскую базу в Висбадене, а оттуда – в Нью-Йорк.
После побега Голицына многие отправленные в Хельсинки агенты КГБ были вызваны в Москву, а карьера начальника беглеца Владимира Женихова пошла под откос. Голицын и его жена были заочно приговорены к смерти. В 1967 году КГБ планировал убийство перебежчика на Всемирной выставке в Монреале, но план не удался, потому что он на нее не поехал.
После побега Голицын активно сотрудничал с западными спецслужбами и помог раскрыть многих советских агентов. Он получил гражданство США, стал почетным командором Ордена Британской империи и умер в 2008 году в Америке.
Первая скрипка
Бежали на Запад через Финляндию, впрочем, не только резиденты разведки. Самый нашумевший случай произошел в 1983 году, когда во время гастролей по Финляндии советская скрипачка Виктория Муллова вместе со своим дирижером-любовником села в машину, пересекла границу со Швецией и попросила убежища в США.
В 1980 году выпускница Московской консерватории выиграла международный конкурс скрипачей имени Сибелиуса, спустя два года – конкурс Чайковского в Москве. Но ее не устроила перспектива всю жизнь зависеть от чиновников Госконцерта, поэтому девушка решила при первой возможности бежать из Советского Союза.
Об этой истории мы подробнее рассказывали в 2018 году в выпуске рубрики «Из Москвы передает...», посвященному бывшему собкорру Yle в СССР Юрки Коулумиесу. В начале восьмидесятых он, рискуя своей журналистской карьерой, помог Мулловой добраться до Швеции. Свою причастность к побегу скрипачки на Запад финский журналист раскрыл лишь в 2008 году, уже после выхода на пенсию.
-----------------
Статья отсюда: https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/igry_shpionov_kak_sovetskie_nevozvrashchentsy_bezhali_na_zapad_cherez_finlyandiyu/12026592
|
</> |