Для России


Ровно 85 лет назад, в такой же как сегодня промозглый осенний день, 21 октября 1937 года, были внезапно арестованы начальник Главного управления авиационной промышленности СССР знаменитый авиаконструктор А.Н. Туполев и главный конструктор опытного авиазавода В.М. Петляков.
Туполеву было предъявлено обвинение в том, что он (цитата) "возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил вредительскую и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции". С Петляковым картина была еще более абсурдной. Помимо "стандартных" обвинений во вредительстве шпионаже, его обвинили ни много ни мало - в создании мифической "русской фашистской партии".
Погибший в 1942 году Петляков не оставил воспоминаний, а Туполев впоследствии написал:
"Меня долго держали на Лубянке, в "одиночке", потом перевели в Бутырку. На допросах меня не били, но подолгу держали "в стойке", а мне тяжело, ведь я грузный и с больными ногами. Стоишь часами, а следователь бубнит свое: "Говори, бля, кому ты продал чертежи?! Сколько тебе заплатили? Говори, все твои дружки давно раскололись. один ты упорствуешь, колись, легче будет".
Такой тупой, ограниченный маньяк долдонит свое, а я стою, ноги болят, глаза слипаются, стою и думаю: неужели я всю жизнь строил самолеты для этих?! Нет, не для них, а для России!"
В этой связи можно вспомнить, что в 20-е - 30-е годы под руководством Туполева был разработан и построен первый в России цельнометаллический самолет АНТ-2, первый российский цельнометаллический боевой самолет АНТ-3, первый российский цельнометаллический бомбардировщик АНТ-4, первый российский цельнометаллический истребитель АНТ-5, первый в России четырехмоторный тяжелый бомбардировщик монопланной схемы АНТ-6, первый в России серийный трехмоторный пассажирский авиалайнер АНТ-9, в также - самолеты-гиганты: пятимоторный АНТ-14 "Правда" и восьмимоторный АНТ-20 "Максим Горький" - крупнейший самолет в мире на тот момент.
Всего за четыре месяца до ареста Туполева экипажи Чкалова и Громова совершили на туполевских машинах АНТ-25 беспрецедентные перелеты в Америку через Северный полюс, при этом Громов установил абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета.
В общем, Туполев сыграл едва ли не главную роль в превращении Советского Союза в развитую авиационную державу. В благодарность за это он почти четыре года провел за решеткой и был полностью реабилитирован со снятием всех клеветнических обвинений только в 1955 году.
Интересно, что арест Туполева произошел в тот самый день - 21 октября, когда четырнадцатью годами ранее впервые поднялся в небо его первый самолет АНТ-1. Вот такое странное совпадение. Или не совпадение? Ведь у сталинских чекистов, помимо горячих голов, холодных сердец и хватких рук в ежовых рукавицах, было еще и весьма оригинальное, извращенно-садистское чувство юмора.
На заставке - одна из лучших довоенных туполевских машин, шестимоторный пассажирский самолет-гигант АНТ-20бис.

Туполев (в центре, в студенческой фуражке) с товарищами и коллегами возле его первенца - самолета АНТ-1.

А.Н.Туполев незадолго до ареста с начальником Центрального Аэрогидродинамического института военным инженером Н.М. Харламовым. Дважды орденоносец Харламов был арестован через две недели после Туполева, в 1938 году - расстрелян, в 1955-м - посмертно реабилитирован. На расстрельном списке из 138 человек, в который включена и его фамилия, стоят подписи Сталина, Молотова и Ежова.
Если приглядеться, то можно заметить, что кто-то неизвестный перечеркнул фотографию косым крестом.
|
</> |