Пятница тринадцатое


Ровно полвека лет назад, 13 октября 1972 года, к северу от Москвы произошла крупнейшая в мире на тот момент авиационная катастрофа. Авиалайнер Ил-62 с бортовым номером СССР-86671 врезался в землю у озера Нерское. Все 174 человека, находившихся на его борту (164 пассажира и 10 членов экипажа) погибли. В том году 13-й день октября пришелся на пятницу.
Причины катастрофы так и остались невыясненными. И до сих пор никто не знает, почему экипаж, получивший по радио приказ диспетчера снизиться с 750 до 400 метров и подтвердивший получение этого приказа, после достижения 400-метровой отметки не прекратил снижение, а продолжал вести машину круто вниз со скоростью 20 метров в секунду вплоть до столкновения с землей. При этом на радиозапросы он больше не отвечал.
В акте комиссии по расследованию катастрофы указано, что, согласно записям бортового самописца, вплоть до удара об землю все самолетные системы работали исправно, в штатном режиме. Не работал только речевой самописец, записывающий переговоры экипажа, так как в нем закончилась магнитная проволока. Поэтому можно только гадать, что происходило в кабине в последние 35-40 секунд полета, почему летчики не отвечали на радиовызовы и не пытались выровнять машину.
Тщательное изучение собранных обломков подтвердило, что самолет был исправен. Все двигатели работали, никаких следов взрыва, пожара или разрушения элементов конструкции еще в воздухе не было обнаружено. Комиссии пришлось записать в акте, что летное происшествие явилось следствием "непредвиденных обстоятельств, лишивших экипаж возможности своевременного вывода самолета из снижения".
Но, что это были за обстоятельства, установить не удалось, хотя, выдвигались разные версии, вплоть до экзотических, например, что кто-то распылил в кабине экипажа нервно-паралитический или усыпляющий газ. Однако никаких доказательств этих версий, разумеется, не было. Таким образом, трагедия СССР-86671 пополнила длинный список зловещих неразгаданных тайн "пятого океана".
Кстати, в ту же самую роковую пятницу 13 октября 1972 года на противоположной стороне Земного шара произошла еще одна авиакатастрофа. Уругвайский лайнер "Фэрчайлд" FH-227D с игроками национальной сборной по регби и их родственниками разбился в Андах. Эта драматическая история, в которой выжившим пассажирам пришлось 72 дня дожидаться спасения в заснеженных горах, питаясь мясом своих погибших товарищей, широко известна, по ней даже был снят фильм.
Но там причины катастрофы выяснились сразу после обнаружения обломков и опроса уцелевших. Они сводились к ошибке диспетчера, давшего команду на снижение в условиях снежной бури и нулевой видимости, что привело к столкновению самолета со скалой.
А при катастрофе Ил-62 погода была относительно нормальной, видимость - более 1500 метров, то есть, на высоте 400 метров пилоты вполне могли видеть землю и предотвратить опасное снижение. Но почему-то они этого не сделали, хотя, полет проходил не над тайгой, а над залитым электрическим светом ближним Подмосковьем и лайнер врезался в землю всего в 12 километрах от аэродрома.
На заставке - тот самый Ил-62 номер СССР-86671, разбившийся у Нерского озера, а внизу - современный аэрофотоснимок этого озера, возле которого уже не видно никаких следов катастрофы.

|
</> |