![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomvikond655394171347601254760125_original.jpg)
Сталинский скорострел
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Сталинский скорострел Сталинский скорострел](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/4760125/4760125_original.jpg)
Ровно 90 лет назад, 11 октября 1932 года, был принят на вооружение пулемет ШКАС (Шпитальный, Комарницкий, авиационный, скорострельный). В следующем году его запустили в крупносерийное производство. ШКАС обладал рекордной скорострельностью - 1800 выстрелов в минуту, намного превосходившей темп стрельбы всех иностранных современников.
Только появившийся в 1934 году французский МАС-34, выпускавший до 1450 пуль в минуту, смог приблизиться к ШКАСу по этому показателю. Но у "француза" не было авиационного синхронного варианта и его можно было ставить лишь в крылья или на турель.
ШКАС был одним из немногих довоенных образцов российско-советского стрелкового оружия, полностью разработанных в нашей стране. Его барабанная система подачи патронов из ленты, позволившая значительно ускорить перезарядку, не имела зарубежных аналогов.
Когда ШКАС рассекретили, советская пропаганда стала называть его лучшим авиапулеметом в мире. По части скорострельности это было правдой, однако, пропагандисты умалчивали о другом. Как известно, за всё в этом мире надо платить. Огромный темп стрельбы ШКАСа был оплачен низкой надежностью и очень малым рабочим ресурсом.
Ранние образцы стабильно выходили из строя после 1500-2000 выстрелов (то есть, через минуту стрельбы), а ресурс возвратно-боевой пружины составлял всего 2500 выстрелов, после чего ее приходилось менять. Со временем долговечность пружины теоретически удалось повысить до 14000 выстрелов, однако, в реальности она зачастую выдерживала не более шести-семи тысяч.
Еще один серьезный дефект ШКАСа - очень быстрый перегрев при стрельбе. Из него категорически запрещалось выпускать очереди длиннее 120-150 выстрелов, то есть, непрерывно давить на гашетку можно было не более четырех-пяти секунд. А после каждой очереди требовалось несколько секунд на охлаждение. Если же летчик в горячке боя забывал об этом ограничении, то очередной патрон преждевременно выстреливал в раскаленном патроннике или в подающем механизме, а пулемет намертво заклинивало. Как правило, после этого его ожидал заводской ремонт или списание.
Впрочем, ШКАСы ломались не только от перегрева. Даже в конце 1930-х годов их надежность и безотказность, а точнее - удручающая "отказность" продолжала вызывать большие претензии. Я читал отчет о состоянии матчасти советских ВВС в ходе боевых действий на Халхин-Голе в мае-сентябре 1939 года, согласно которому ШКАСы давали при стрельбе 9% отказов. Для сравнения, старые пулеметы ПВ-1 (авиационный вариант знаменитого "Максима") - всего 1%, а пушки ШВАК - 3%.
То есть, в среднем примерно на каждом 11-м выстреле ШКАСы давали осечки или задержки, которые далеко не всегда удавалось устранить в полете. Таким образом, можно предположить, что пилоту И-16 или "Чайки", вступившему в бой с четырьмя работающими пулеметами, нередко приходилось драться с тремя, двумя или даже с одним, поскольку остальные "глохли" во время схватки. Не исключено, что некоторые летчики и вовсе оказывались безоружными, если у них ломались все пулеметы.
Вероятно, это стало одной из причин относительно низкой боевой эффективности советской истребительной авиации в халхингольском конфликте. А военврач истребительной авиабригады Журавлева писала в своем отчете, что постоянные отказы оружия "психологически подавляли летчиков и доводили их до слез".
В дополнение к сказанному стоит упомянуть расхожую байку, придуманную Шпитальным и впервые опубликованную в его статье в газете "Тульский Коммунар" за 10 мая 1965 года. Она состоит в том, что после захвата Рейхсканцелярии наши солдаты якобы обнаружили там стоящий под стеклянным колпаком ШКАС. К нему прилагалась записка Гитлера, что этот великолепный пулемет будет стоять там до тех пор, пока германские конструкторы не создадут нечто подобное.
Разумеется, никакими документами, фотографиями и воспоминаниями участников захвата Рейхсканцелярии этот самохвальный вымысел не подтверждается, но он до сих пор активно тиражируется как на бумаге, так и в интернете, а многие продолжают в него верить.
![Сталинский скорострел Сталинский скорострел](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/4760335/4760335_original.jpg)
Ранний образец турельного ШКАСа начала 1930-х годов с алюминиевым радиатором охлаждения ствола. Потом от этого радиатора почему-то отказались.
![Сталинский скорострел Сталинский скорострел](/images/main/stalinskiy-skorostrel-dfff90.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/4760583/4760583_original.jpg)
Более поздний турельный ШКАС.
![Сталинский скорострел Сталинский скорострел](/images/main/stalinskiy-skorostrel-f655d1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/4760998/4760998_original.jpg)
Синхронный ШКАС с крепежным кронштейном. На подающем барабане виден поводок синхронизатора.
![Сталинский скорострел Сталинский скорострел](/images/main/stalinskiy-skorostrel-d341f6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/4761091/4761091_original.jpg)
Крыльевой ШКАС с тягами спуска и пневмоперезарядки.
|
</> |