Джинсы, берцы, рединготы / "Остров сокровищ" в РАМТе
nash_dvor — 27.01.2023
Недавно в Российском академическом Молодежном театре поставили
спектакль по роману Роберта Стивенсона "Остров сокровищ" с очень
интересными костюмами.
О том, как создавались эти костюмы и образы, рассказывают художница
по костюмам Мария Данилова и заведующая художественно-костюмерной
частью Наталья Костина
– Мария Борисовна, в Вашем творческом багаже достаточно
мало детских спектаклей. Почему Вы вдруг стали художником по
костюмам "Острова сокровищ"?
Мария Данилова: Мне кажется, это недетский
спектакль. Лучшие стороны нашей души сформировались благодаря этой
книжке. Да я ее перечитывала даже лет десять назад, с большим
удовольствием. Они же писали это не для детей. Ну а потом… дети
будут приходить с мамами и папами. Но, я думаю, в основном с
мамами, потому что спектакль совершенно потрясающий
(тьфу-тьфу-тьфу), и у него есть одна особенность (даже
восхитительность, с которой я в жизни не сталкивалась) – ни одной
девушки на сцене. Широчайшая палитра: всех возрастов, комплекций и
каждый по-своему прекрасен. Поэтому, я считаю, спектакль в первую
очередь для мам.
Наталья Костина: А я хочу сказать, что работу
над любым спектаклем мы начинаем с эскизов. Они – первое, что
попадает тебе в руки. Это как у строителей: приносят чертеж, и
грамотный инженер его читает и понимает, люди работали или дурака
валяли. Так что, когда нам приносят эскизы, то буквально с первых
секунд мы понимаем, можно ли с этим что-то делать. И вот когда мы
встретились [с М.Даниловой] в дирекции, уже много месяцев назад, я
сказала: "С такими эскизами мне и художник-то не нужен" (смеется).
Здесь все читается: какого персонажа ни возьмешь, видно, какая
ткань, какая отделка, характер, образ. Можно брать эскиз и читать,
как тот самый чертеж.
Мария Данилова: Вообще, нарисовать каждый дурак
может. И какие эскизы, значения не имеет. Я видела совершенно
чудовищные по непонятности эскизы Вирсаладзе для Большого театра,
но то, что из них сделали – это мечта! Все упирается в то, как
сделать. Потому что костюм – это продукт 3D. И, конечно, то, что
творится в вашем театре – это что-то невероятное! Кроме фантазии,
опыта, креатива, Наталья это любит, она испытывает драйв от
процесса, это ничем подменить нельзя. И это передается артистам.
Когда я сюда прибегаю, у меня тоже начинается вот это вот. Наталья
– джазовый человек. Но здесь еще потрясающие бутафоры, это можно
просто умереть! Герои!

– Мария Борисовна, расскажите, пожалуйста, с чего начиналась
работа по созданию костюмов к спектаклю "Остров сокровищ"?
Мария Данилова: Мы начинали с режиссером,
Александром Коручековым, очень давно: три года назад, еще до
пандемии. Он вообще человек невероятной ответственности. У него
такой огромный гроссбух, и он в нем сочиняет спектакль:
зарисовывает картинки кораблей, схемы спектакля, характеристики
персонажей. Этот гроссбух потом будет выставляться в Бахрушинском
музее. Он каждый спектакль придумывает в таких старорежимных,
олдскульных тетрадях. И он объяснял, что ему хочется, чтобы
спектакль был свежий, без запаха нафталина. Поэтому есть у нас еще
один главный человек – Максим Обрезков, сценограф. Он небожитель.
Саша предложил, чтобы это был немножко рок. То есть, костюмы, в
которых могли бы быть рэперы и рокеры, соединить с элементами
исторического костюма. И тогда уйдет унылая театральность, а будет
такая бодренькая театральность.

– Можно сказать, что этот спектакль исторический? Там же
понятно, в какое время происходят события, где происходят, понятен
список персонажей, одежду которых, наверное, художник может
восстановить.
Мария Данилова: Если мы будем рассматривать слово
"исторический" как положительную характеристику, можно, а если как
отрицательную – лучше не надо.
– А Вы как рассматриваете?
Мария Данилова: Вот я не знаю. Мне кажется,
любой спектакль волнует, когда он и исторический, и современный,
когда это в нем соединяется.
– Обращались ли Вы к историческому материалу, чтобы
понять какие элементы той эпохи привнести в свой костюм? Где,
например, можно узнать, как был одет пират XVII века в Англии?
Мария Данилова: Ой, это как раз не проблема.
Этого в интернете завались. Я скорее брала из источников, которые
популярны у подростков: каких-то игр, сериалов. Они не отличаются
хорошим вкусом, но невероятно изобретательные. И такие все
искренние, подлинные. Подростковая романтика. Поэтому нужно было
стараться приблизиться к их языку.

– А какие сериалы Вы смотрели?
Мария Данилова: Есть сериал про пиратов – тоска
смертная! Вот его посмотрела кусочек. Я все это совершенно не
воспринимаю, но моей дочке нравится. Или игры – там тоже костюмы
невероятной изобретательности: это такой замес, который и я хотела
сделать, чтобы получилось как-то волнующе.
Наталья Костина: И вкусно!
– На каком этапе начинают создаваться костюмы?
Мария Данилова. Саша любит, чтобы сразу,
одновременно со сценографией. При этом я невероятно доверяю
Максиму. Он такой креативный и диктует мне, в каком направлении
идти.
– Была ли важна цветовая гамма костюмов?
Мария Данилова: Да, конечно. Мы пришли к
выводу, что основную массу делаем черно-синюю, цвета ночного
океана. Там декорация черная. И к этому яркие, цветные
удары.

– Существует ли для Вас символика цвета?
Мария Данилова: Для меня – нет. Я не
мистик.
– То есть, цвет выбирается в зависимости от характера
персонажа?
Наталья Костина: Скорее, есть общая гамма. Здесь
[при помощи костюмов] рассказана история в истории. Есть плохие и
хорошие, главные персонажи и массовка: пираты, матросы. И в этой
ситуации нам было важно рассказать некую историю и цветом в том
числе. Начинается все с хороших матросов, и они у нас светленькие.
А команда плохих пиратов сначала маскируется, поэтому наша задача и
плохих изначально сделать "хорошими": они надевают те же светлые
матроски и гюйсы.
А когда история развивается, все становится по-другому. Плохие
становятся совсем темными, мрачными. Здесь [на эскизах] отчетливо
видно, что эти персонажи отрицательные, зловещие.

Мария Данилова: Микс!
Наталья Костина: Здесь такое количество
невероятных исторических элементов, которые замешаны в общий, очень
современный образ. И самое интересное, что можно взять любую вещь,
выйти в ней сейчас на улицу, и это не будет смешным.
Мария Данилова: В сумасшедший дом не
заберут.
Наталья Костина: Это будет круто, стильно и
здорово!
– Художник придумывает образ, изображает его на бумаге,
что происходит дальше? Костюмы придумываются для конкретного
артиста или только для создания образа?
Мария Данилова: Если уже известен артист, то,
конечно, для него. Я стараюсь найти его в интернете, нарисовать
личико, чтобы похоже было. Но часто неизвестно, кто будет работать,
и тогда по наитию.
– Кто придумывает, из чего шить костюм?
Наталья Костина: Ой, это самое интересное.
Мария Данилова: Благодаря Наталье мы
оторвались!
Наталья Костина: Ткань всегда диктует пластику и
саму вещь. Как, наверное, художник получает кайф от хорошей бумаги,
красок и кистей, так и я очень люблю ткани. Это тот самый холст,
который позволяет творить.

– Ткань предлагает руководитель цеха?
Наталья Костина: На самом деле, это всегда
совместный процесс. Мы все вместе одобряли и покупали. Маша мне так
доверилась, что я получила такой кайф!
Мария Данилова: Из-за этого получается очень
хорошо. Если человеку подрезать крылья, то не взлетит.
Наталья Костина: Мне в этой ситуации крылья
расправили!
– Куплены ткани, затем приглашаются актеры, которых
обмеривают?
Наталья Костина: Нет-нет. У нас и так большая
картотека! Дальше мы уже обращаемся к конструктору-закройщику. У
нас это потрясающий мастер Елена Галкина. Для нее художником
рисуются детальные, маленькие эскизики. Конструктор задает очень
конкретные вопросы. И художник обязан рассказать, какими средствами
чего добиться, предложить варианты, как минимум. Маша – уникальный
художник еще и тем, что она знает исторический крой и понимает, о
чем с ней разговаривают. Потом идет работа на столе ножницами: все
выкраивается, – и отдается в цех, в цеху все собирается.
Мария Данилова: Закройщицы здесь – просто
фантастика!
Наталья Костина. Да, это правда. Мы столько лет
собирали коллектив, что нашим цехом действительно можно гордиться.
У нас лучшие мастера в Москве.
– Один костюм создает один человек?
Наталья Костина: Не создает, а исполняет, шьет.
Лучше, чтобы это было в одних руках. Если вещь большая, крупная, то
однозначно мастер берет и делает все от начала до конца: и отделку,
и примерку, и доводку. Переделки тоже возникают, бывают разные
причины.
– Как долго делается один костюм?
Наталья Костина: Неделя и больше. Мастера
работают быстро, но бывает, что мы все сделали, отдали на сцену,
смотрим – мало. Или возникают дополнительные нужды у актеров.
– Какие, например?
Наталья Костина: Самое элементарное: "Мне нужен
здесь кармашек не такой, а другой, потому что я туда положу не это,
а вот это".

– А Вы не отвечаете: "Вы на большой сцене играете, там
будет не видно"?
Наталья Костина: Нет, мы работаем по принципу
"камера наезжает". Я знаю точно, что если открыть любой наш костюм
в любом месте, то это будет не стыдно, а красиво везде: как
обработан карман, как вытачена подкладка, как выполнены
складки.
– Расскажите, если можно, о наиболее интересных деталях
костюмов, которые вы нам принесли показать.
Наталья Костина: У нас все интересное! Это
Том Морган, пират-призрак (Алексей Бобров).
Мария Данилова: Призрак
капитана.

Наталья Костина: Фантазия чистой воды, но
невероятной красоты. Он сделан из двух разных тканей. Рукав и
центральная часть спинки из одной, другая часть – совершенно из
другой. Вот как это можно сочетать? Только художник может такое
себе позволить.
Мария Данилова: Призраки капитанов – они в
фантазии рассказчика. Это Джим Хокинс (Алексей Веселкин-мл. /
Прохор Чеховской), мальчик, он записывает. В целом, роман – все,
что в голове этого мальчика: и вот так мальчик себе представляет
этих великих пиратских капитанов прошлого.
– То есть, некоторые костюмы — это его фантазия?
Мария Данилова: По сути, да. Причем этот Джим
Хокинс – мальчик и из XIX века, и в то же время, наш
современник.
– А где его костюм?
Наталья Костина: Это клетчатая рубашка,
шейный платок, белая футболка, джинсы, современные
ботинки.

Мария Данилова: Он должен быть очень
нейтральным, потому что вообще не уходит со сцены. И не должен быть
агрессивным. Если он спустится в зал, то сольется со зрителями.
Наталья Костина: Давайте я вам принесу другие
костюмы?.. Это Слепой Пью (Дмитрий Бурукин). Он такой зловещий! Ему
положен шлем и невероятный ошейник. Полное соответствие эскизу.

Мария Данилова: Потрясающая бутафорская
работа!

– Была эпоха Станиславского, когда делали реалистичные,
тяжелые костюмы. Сегодня художник думает о том, насколько легко
будет этот костюм носить на сцене?
Мария Данилова: Думает, конечно.
Наталья Костина: Очень думает. Раньше говорили:
"Он актер, вытерпит". Сейчас мы думаем о том, чтобы ему не было
жарко, удобно, чтобы он не споткнулся, не зачесался –потому что мы
живем в век аллергии, и очень многие реагируют на состав ткани. Я,
например, зная всех наших актеров, знаю, у кого на что
аллергия.
– А почему для того костюма Вы выбрали сочетание двух
разных тканей?
Мария Данилова: Ткани не хватило. Лучшие идеи
приходят от каких-то проблем.
Наталья Костина: Насчет "не хватило", в
продолжении темы. Я хочу вам показать совершенно уникального Билли
Бонса (Алексей Мишаков). Нам безумно понравился цвет. Но ткани было
так мало, что возник такой интересный ход. Здесь вообще можно
разглядывать каждую деталь: что, обшлаг, например, пришит вверх
ногами, потому что Маша такая смелая.

Мария Данилова: Обшлага, которые кверху, не очень
приятны визуально. Рука как бы рубится, а когда он книзу шире, то
рукав будто стекает.
– Исторически имело ли место такое украшательство
мужского костюма?
Mария Данилова: Вообще, если захотеть, можно
найти все. Но, мы это сделали просто потому, что красиво.
Наталья Костина: Изначально, исторически, все
украшения были только на мужском костюме. Это и перстни, и букли, и
веера, и чулки.
Мария Данилова: И первые духи появились у
мужчин, и первая косметика.
Наталья Костина: Сейчас я вам еще
принесу... Это пират-призрак Чарльз Вейн (Данила Богачев). Он
невероятный.

Мария Данилова: Уже сшиты были прекрасные
брюки, мы посмотрели исполнителя на сцене и мне показалось, что
костюма мало.
Наталья Костина: Пираты путешествовали,
торговали, грабили. Так возникало большое разнообразие тканей и
элементов в их одежде. Чтобы показать все, что нажито непосильным
трудом, создавались несочетаемые сочетания.
Мария Данилова: Еще этим пользовались для
контрабанды. Внутрь, под костюм, наматывали огромный метраж, под
рукава и штаны, и контрабандой провозили.
Наталья Костина: А скоро приедут из мастерской
обувь и головные уборы, эти шляпы с перьями.
– Обувь вся шилась?
Наталья Костина: Не вся. Художник смог
экономическую ситуацию театра обратить в пользу спектакля. У нас
все в современной обуви, кроме пиратов-призраков. У них будут
огромные ботфорты. А это Черный Барт (Николай Угрюмов). Он эстет:
цепи, крест, шляпа с перьями.

– Какие украшения подбираются для сцены: чтобы они
эффектнее выглядели издалека?
Наталья Костина: На Большой сцене все должно
быть крупно, весомо.
Мария Данилова: Главное, чтобы было внятно, из
зала видно было, читалось.

– А есть что-то, что нельзя использовать в сценическом
костюме?
Мария Данилова: Зеркала нельзя. Если свет
зеркала попадет в глаз [зрителя или артиста], то ослепляет.
– А пуговицы не ослепляют?
Мария Данилова: Эти нет, они не такие яркие.
(Наталья заносит другой костюм). Ой, а это любимый персонаж, это
птичка.
Наталья Костина: Это "чудо в перьях", как
мы его называем. Зомерфельд-попугай (Владимир Зомерфельд – попугай
Флинт).

Мария Данилова: У него еще очки такие
зеркальные, зелено-синие. И Наталья нашла ему сапожки на высоких
каблучках. Хвостика нет, но мы ему приспособим веер из XVIII
века.
Наталья Костина: Это была совершенно потрясающая
история (к слову, о том, как рождаются образы). Актер в подборе
нашел пальто, без разрешения разрезал его. Конечно, когда я это
увидела, у меня был шок. Но Маша молодец, она сказала: "Спокойно. Я
знаю, что делать". И мы придумали сделать ему вот такую яркую
подкладку. Сразу же возник образ: жилет в пику этого цвета,
зеркальные зеленые очки, перстни, перья.

Мария Данилова: Он пиратский попугай. Актер в
этом пальто очень хорош, живой и естественный.
Мария Данилова: Спектакль романтический. Не в
смысле, когда все целуются, а когда один на носу корабля, и брызги
в лицо. Вот это настоящая романтика. "Белеет парус одинокий"!
– Как вы считаете, какой мужской образ будет вызывать
"ах!" у женской части зрителей?
Мария Данилова: Все должны! Мне все
нравятся.
Наталья Костина: Наша задача, чтобы были все
такие. И пираты, и плохие, и хорошие.
Мария Данилова: Но пираты, плохие мальчики
нравятся больше. Они там как начнут песенки петь, так все будут
просто рыдать! Мы их еще накрасим смоки айс. Не стимпанк, а скорее
1970-80-е годы, рок. Когда они ходили на высоких каблуках.
– Как группа Kiss?
Мария Данилова: Да!
Наталья Костина: Сделано очень много. Мне
кажется, будет жалко с этой работой расставаться.
Мария Данилова: Да, и мне жалко.
Наталья Костина: Нам надо что-то еще совместное
придумать.