Дирижабли в СССР

топ 100 блогов volynko07.08.2022

Воздухоплавание в Советской России, причем только в мирных целях, начало свое возрождение уже в 1920 году. Сначала в СССР вели работы и опыты по восстановлению старых российских дирижаблей, а затем занялись и конструированием собственных моделей.

Дирижабль «VI Октябрь». Вывод из эллинга.
Дирижабль «VI Октябрь». Вывод из эллинга.

Первая попытка возрождения управляемого воздухоплавания в стране Советов была предпринята в 1920 году. Анализ доставшегося в наследство от Российской Империи оборудования и частей старых дирижаблей показал, что в наилучшем на тот момент состоянии находится оболочка дирижабля «Астра», поэтому было принято решение о работе по его восстановлению.

прилет дирижабля
прилет дирижабля "Красная звезда" на аэродром Воздухоплавательной школы на Волковом поле (Петербург). 1921 г.
СССР Марка 1931 г. из серии
СССР Марка 1931 г. из серии "Дирижаблестроение в СССР"

После производства отдельных элементов механической части и новой подвески осенью 1920 года в деревне Сализи (недалеко от Петрограда) воздухоплавательный отряд начал работы по сборке дирижабля, который переименовали в «Красную звезду».

 Зимой 1921 года, во время очередного полёта, дирижабль разбился

дирижабль мягкого типа, СССР-В3
дирижабль мягкого типа, СССР-В3 "Красная звезда"

Интересный факт, что есть дирижабль мягкого типа, СССР-В3 "Красная звезда", аналогичным названием, построенный в Ленинграде, который в мае 1932 года был передан "Дирижаблестрою" в город Долгопрудный. 

Оболочка дирижабля была изготовлена на заводе "Каучук", а гондола - на "Дирижаблестрое".

Свой первый полет он совершил из Ленинграда в Москву.

СССР Марка 1931 г. из серии
СССР Марка 1931 г. из серии "Дирижаблестроение в СССР" 15 коп. "Дирижабль над Днепростроем"

7 ноября 1932 года в параде над Красной площади в Москве н в кильватерной колонне прошли все четыре советских дирижабля — В1, В2"Смольный", В3"Красная звезда" и В4 „Комсомольская правда“».

СССР - В3 (Красная звезда) — дирижабль мягкого типа, построенный в Ленинграде.
СССР - В3 (Красная звезда) — дирижабль мягкого типа, построенный в Ленинграде.

Редчайший случай произошел 6 сентября 1935 года с дирижаблем В2"Смольный".

СССР-В2 «Смольный»
СССР-В2 «Смольный»

Корабль находился на бивачной стоянке на аэродроме в городе Сталино с несколькими членами экипажа на борту. Командир был на аэродроме.

В 21.25 над городом неожиданно прошел шквал огромной силы. Он вырвал из земли 60 штопорных якорей, удерживавших дирижабль, и тот стал подниматься вверх.

 Три смельчака, схватившись за тросы, попытались удержать корабль, но оказались в воздухе. Двое сорвались с высоты 10 м, а третий — командир корабля Н. С. Гудованцев — сумел добраться до гондолы. 

На высоте 120 м с помощью экипажа он попал в гондолу. Когда корабль достиг 800 м высоты, удалось завести двигатели и уйти из опасной зоны. За совершенный подвиг Гудованцев был награжден орденом Красной Звезды.

Марка СССР из серии выпущенной в 1934 году в октябре м-це Авиапочта. Дирижабли СССР, на марке Дирижабль «Правда», красно-оранжевая, номер по каталогу №470, номинал — 5 коп.
Марка СССР из серии выпущенной в 1934 году в октябре м-це Авиапочта. Дирижабли СССР, на марке Дирижабль «Правда», красно-оранжевая, номер по каталогу №470, номинал — 5 коп.

По своим характеристикам дирижабли В2 и В3 практически не уступали зарубежным аппаратам подобного класса.

Аварий и катастроф при полетах на мягких дирижаблях В1, В2 и В3 не было. Все это позволяет сделать вывод, что, несмотря на отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов и небольшой опыт, Советский Союз к 1933 году полностью овладел техникой проектирования, постройки и эксплуатации мягких дирижаблей.


Дирижабль "СССР-В4 Комсомольская правда" сгорел 10 августа 1934 года от удара молнии.

Дирижабль
Дирижабль "Комсомольская правда" в 1932 году был передан "Дирижаблестрою", где после модернизации (заменена оболочка, гондола сделана закрытой) получил индекс СССР-В4

Перед «Дирижаблестроем» была поставлена новая задача — освоение производства дирижаблей полужесткого типа, которые по сравнению с мягкими аппаратами в большей мере отвечали требованиям различных отраслей народного хозяйства.

Для технического руководства новым направлением отечественного дирижаблестроения в 1932 году был приглашен Умберто Нобиле. В мае 1932 года он прибыл в Долгопрудный вместе с группой конструкторов и рабочих.

Дирижабль СССР В-5
Дирижабль СССР В-5

В мае 1933 года после успешного завершения государственных приемных испытаний, которые подтвердили, что дирижабль удовлетворяет всем техническим требованиям, оговоренным в техническом задании на проектирование, В5 был принят на эксплуатацию в гражданский воздушный флот. По конструкции В5 во многом был схож с хорошо себя зарекомендовавшими итальянскими полужесткими дирижаблями.

СССР Марка 1931 г. из серии
СССР Марка 1931 г. из серии "Дирижаблестроение в СССР" 50 коп. на марке "Дирижабль над земным шаром с изображением воздушных линей СССР"

В 1933 году было выполнено более 100 полетов, показавших, что дирижабль В5 обладал хорошими характеристиками устойчивости и управляемости во всем диапазоне встреченных метеорологических условий. В целом дирижабль выполнил поставленные перед ним задачи.

СССР Марка 1931 г. из серии
СССР Марка 1931 г. из серии "Дирижаблестроение в СССР" 1 руб. на марке "Конструирование дирижабля"

В марте 1934 года дирижабли В2 «Смольный» и СССР В4 отправились по железной дороге во Владивосток. Дальше их путь лежал на мыс Дежнева, в Уэлен, куда их должен был доставить пароход «Смоленск».

 Из Уэлена предполагалось совершить полеты в лагерь Шмидта для спасения челюскинцев. Самолеты успели раньше. 

СССР Марка 1931 г. из серии
СССР Марка 1931 г. из серии "Дирижаблестроение в СССР" 10 коп. на марке "Дирижабль в полёте"

Летом 1934 года дирижабль СССР В4 в разобранном виде находился в эллинге Долгопрудного. Там же проходила сборка дирижабля В7. Но 10 августа 1934 года произошло несчастье. В тот день над станцией Долгопрудная по Савеловской железной дороге гремела гроза. Молния ударила в деревянный эллинг с дирижаблями. В занявшемся пожаре оба корабля погибли.

29 сентября 1937 года
29 сентября 1937 года "СССР В-6" поднялся в воздух с целью установить мировой рекорд продолжительности полета.

Венцом советского дирижаблестроения был, очевидно, "СССР-В6 Осоавиахим",собранный в 1935 году. В 1937 году этот дирижабль установил мировой рекорд продолжительности полёта — 130 часов 27 минут.

Дирижабль
Дирижабль "СССР-В6" приземляется после рекордного полета 4 октября 1937 г.

5 февраля 1938 года в пробный полет из Москвы в Мурманск под командованием Н.С. Гудованцева дирижабль вылетел для проверки части в условиях заполярного рейса.

Встреча дирижабля
Встреча дирижабля "СССР-В6" на летном поле Эскадры дирижаблей 4 октября 1937 г.
Марка СССР 1938, июнь. Снятие со льдины советских полярников станции «Северный полюс-I» , Ледоколы «Мурман» и «Таймыр», темно-синяя, номер по каталогу№600. номинал — 20 коп.
Марка СССР 1938, июнь. Снятие со льдины советских полярников станции «Северный полюс-I» , Ледоколы «Мурман» и «Таймыр», темно-синяя, номер по каталогу№600. номинал — 20 коп.

В случае положительных результатов предполагалось направить этот дирижабль из Мурманска в Гренландское море для снятия с дрейфующей льдины советской экспедиции И.Д. Папанина.

6 февраля, выполняя полет на высоте 450 метров в сплошной облачности, дирижабль у города Кандалакша (Карелия) врезался в гору и потерпел катастрофу, при которой из 19 человек экипажа 13 погибли и 3 ранены.

Папаницев же потом снял ледокол.

Дирижабли в СССР

Аэростаты заграждения после ночного дежурства возле Исаакиевского собора

Всего за годы Второй мировой войны советские дирижабли выполнили более 1500 полетов. Дирижабли перевезли 194580 кубических метров водорода и 319190 килограмм различных грузов. Так, в 1943-44 гг. на дирижабле "СССР В-12" было совершено 969 вылетов общей продолжительностью 1284 часа. 

В 1945 г. дирижабли "СССР-В12" и "Победа" выполнили 216 полетов общей продолжительностью 382 часа. Одного вылета дирижабля с попутным грузом хватало для заправки 3-4 аэростатов заграждения. Над осаждённым Ленинградом использовались аэростатов заграждения.

Изображениями картин из Интернета.

В статье использована марка из коллекции volynko

  Этот пост был опубликован 1 год назад!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Балансир состоит из нескольких частей: тела, похожего на маленькую рыбку, хвоста с лопастью, тройного крючка в брюхе и одинарных крючков, прикрепленных к передней и задней части тела. Балансир присоединяется к основной леске с помощью специальной петли, которая находится на спине ...
Большое паласатое спасибо всем кто заходит и не забывает) Поздравляю lilllyyy  с первым местом)))) Показана статистика с 2011/03/06 10:25 1 lilllyyy 172 (9.85%) 2 acer_leaf 148 (8.47%) 3 kukbara 109 (6.24%) 4 nearis_myr 93 (5.32%) 5 kukmor ...
За Веру и Отечество. Разведчица Великой Отечественной войны Н.В.Малышева, ныне монахиня Адриана, насельница Пюхтицкого подворья. холст, масло. 2008г. Арт-группа Хорус-квартет - Покаянная мол ...
Вот для чего снимают кино? Правильно, чтобы смотреть. Именно смотреть. Исходя из этой цели, оно не должно что-то там рассказывать и делать что-то несвойственное ему. Красивый видеоряд, интересный вид персонажей и какое-то развитие событий, чтобы динамика была. Вот и всё, такой вот ...
Вот почему так - в поездке время летит куда быстрее чем дома, зато вспоминаешь об этих днях потом долго... Рассказывать о впечатлениях от Святой Земли занятие неблагодарное, ведь внятно рассказать о своих чувствах я сейчас вряд ли смогу... а говорить общие фразочки не хочется. Может быт ...