Диоген

Диоген Синопский родился около 404 г. до н. э. Был ярким представителем школы киников, последователем основателя школы Антисфена. Диоген считал идеальным первобытное общество, а потому решительно отвергал цивилизацию, государство, культуру,. Не признавал патриотизма, называл себя космополитом, и вслед за Платоном отвергал семью, проповедуя общность жен. Выказывал абсолютное равнодушие к жизненным удобствам и, не имея собственного жилья, поселился в бочке.
О нем сохранилась притча. Александр Македонский захотел озолотить
Диогена и, подойдя к бочке, в которой обосновался философ, спросил:
«Что бы ты хотел получить от меня, Диоген?» Диоген спокойно
отозвался: «Чтобы ты отошел, поскольку загораживаешь мне
солнце».
Из всех гражданских и человеческих категорий бытия он признавал
лишь одну — аскетическую добродетель. Умер около 323 г. до н.
э.
Из этой жизни
хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.
Льстец — самое опасное из ручных животных.
Все находится во власти богов; мудрецы — друзья богов; но у друзей
все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.
Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или
петлю.
Народу много, а людей немного.
Однажды Диоген вылез из своего жилища — бочки — среди ясного дня с
зажженным фонарем и стал что-то или кого-то искать. Один из
прохожих спросил его: «Что ты ищешь, Диоген?» И философ ответил:
«Ищу человека!»
Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны
предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство
принадлежит отцу.
Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем
настроении.
С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не
ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.
Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.
Те, кто содержит животных, должны признать, что скорее они служат
животным, чем животные им.
Торжество над самим собой есть венец философии.
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных,
гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым
несчастным.
Анекдоты про Диогена
Как-то царь Александр Македонский решил побеседовать с Диогеном. Он
начал разговор, сказав "Я Александр Великий". Диоген ответил: А я -
Диоген - циник". Александр спросил: "Чем я могу служить тебе?"
Диоген ответил: "Отойди, не загораживай мне солнца". Александр был
поражен и, удаляясь, сказал: "Если бы я не был царем, я хотел бы
быть Диогеном".
Как-то Диоген в ясный солнечный день озабоченно ходил по Афинам с
горящим фонарем. На вопрос, что он делает, Диоген сказал: "Ищу
честного человека"
Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть
животное о двух ногах, лишенное перьев», Диоген ощипал петуха и
принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После
этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».
Занимаясь онанизмом на площади, при стечении народа, Диоген
приговаривал: "Вот кабы и голод можно было унять, потирая
живот"
Как-то Диоген просил подаяния у статуи. На вопрос, зачем он это
делает, Диоген сказал: "Чтобы приучить себя к отказам"
На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают
философам, Диоген сказал: "Потому что они знают: хромыми и слепыми
они, может быть, и станут, а вот мудрецами - никогда".
Как-то богатый человек спросил у Диогена: "Сколько следует подавать
философу?" "Не скупись, сколько ты дашь, - будет твоей ценой, а не
ценой философа" ответил Диоген.
Диоген говорил, что берет пример с учителей пения, которые нарочно
берут тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им
самим.
Диоген велел бросить себя без погребения. «Как, на съедение зверям
и стервятникам?» – «Отнюдь! – ответил Диоген. – Положите рядом со
мной палку, и я буду их отгонять». – «Как же? Разве ты
почувствуешь?» – «А коли не почувствую, то какое мне дело до самых
грызучих зверей?»
Как-то Диоген, прибыв в Олимпию и заметив в праздничной толпе
богато одетых родосских юношей, воскликнул со смехом: «Это спесь».
Затем философ столкнулся с лакедемонянами в поношенной и неопрятной
одежде. «Это тоже спесь, но иного рода», – сказал он.
Когда распространился слух, что Филипп Македонский приближается, на
коринфян напал ужас, и все принялись за дело: кто готовил оружие,
кто таскал камни, кто исправлял стену . Диоген, видя это, стал
усерднейшим образом катать взад и вперед большой горшок, в котором
он тогда жил. На вопрос кого-то из знакомых: «Что это ты делаешь,
Диоген?» – он отвечал: «Катаю мой горшок, чтобы не казалось, будто
я один бездельничаю, когда столько людей работает».
Когда у него убежал раб, ему советовали пуститься на розыски.
«Смешно, – сказал Диоген, – если Манет может жить без Диогена, а
Диоген не сможет жить без Манета».
На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил:
«Молодым еще рано, старым уже поздно».
Однажды Диоген, завтракая в харчевне, позвал к себе проходившего
мимо Демосфена. Тот отказался. «Ты стыдишься, Демосфен, зайти в
харчевню? – спросил Диоген, – а ведь твой хозяин бывает здесь
каждый день!» – подразумевая весь народ и каждого гражданина в
отдельности
Тому, кто стыдил его за то, что он бывает в нечистых местах, он
сказал: «Солнце тоже заглядывает и помойные ямы, но от этого не
оскверняется».
Увидев однажды женщину, непристойным образом распростершуюся перед
статуями богов, и желая избавить ее от суеверия, он (Диоген)
подошел и сказал: «А ты не боишься, женщина, что, быть может, бог
находится позади тебя, ибо все полно его присутствием, и ты ведешь
себя непристойно по отношению к нему?»
Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых –
ты опоздала, если для мертвых – поторопись».
Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой
берет яд взаймы».
Блоги@Mail.Ru: ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
Владимир Шебзухов
Быль
Вопрос Диогену задали.
— Твой выбор никак не осудишь!
Сколь бочке служить, кабы знали…
Сломается – что делать будешь?
— Пусть, сколько послужит, не знаю.
Меня этот срок не тревожит.
Ведь, место, что я занимаю,
Никак поломаться не может!