рейтинг блогов

«Девочка сегодня в баре». Ностальгическо-дидактический поток сознания.

топ 100 блогов zina_korzina25.12.2012 «Девочка глядит устало,
Ей как будто всё равно.
Мол, узнала, испытала
Всё уже давным-давно».

Из песни, звучавшей на территории СССР в 1980-х гг.
.

  • Тот, кому довелось жить и рассекать в «золотые-восьмидесятые», наверняка, помнит песенку Юрия Лозы «Девочка сегодня в баре». Помню потёртую кассету TDK, на которой безобразным, ах, простите - скупым и суровым мужским почерком было написано «гр. 'Примус'». И ещё рядышком помечено маленькими зелёными буковками «Дев. в б.», то есть, чтобы не перепутать, на какой стороне помещена эта самая девочка. Запись была заезженная, с шумами - нынешняя молодёжь и не представляет, насколько иной раз было трудно слушать любимые песни. Да, замечу, что огромное количество актуальной музыки (для советского эфира она считалась, мягко говоря, неформатом), распространялось в СССР кустарным способом (брали переписывать у друзей и знакомых) или же через официальные, но какие-то очень уж полуподпольные на вид студии звукозаписи. Так, в этих, с позволения сказать, очагах поп- и рок-культуры можно было достать запрещённую музыку (например, группа 'KISS' считалась фашистской). И, разумеется, в студиях крутились большие деньги, ибо мальчики из этих заведений имели дело с продукцией повышенного спроса.

    «Девочка сегодня в баре». Ностальгическо-дидактический поток сознания. 1

    Ну так вот. Юрий Лоза, группа «Примус» и девочка в баре. Помимо заводной музыки, там были ещё и интересные слова. Обычно нам подавали образы примерных пионеров и целомудренных девочек. Тут же было всё иначе: «Девочка сегодня в баре, девочке пятнадцать лет...». Ну и там по тексту: «Девочка, конечно рада, что на ней крутые штаны, девочку щекочут взгляды - те, что пониже спины». В общем, в СССР было как две музыкальных культуры - одна официально-разрешённая, приглаженно-добродетельная, другая - нежелательно-полуподпольная, где что-то слушалось, вопреки запрету, а что-то - вопреки морали. Тем не менее, из мафонов советской молодёжи песни Людмилы Зыкиной с Эдуадром Хилем никогда не раздавались, а вот «Девочка в баре» - частенько. Весна, открыты окна, девчата-пацанки в штанах-бананах (фирма, разумеется!), сочно накрашенные, с начёсами, залитыми лаком «Прелесть» сидят возле подъезда и смолят «Космос». Или «Яву» (явскую, а не дукатовскую!). Или «Столичные» (которые «столбы», но они - гадость). И далее - по тексту: «Мама, держись, папа, дрожи, если будет каждый вечер такая жизнь». В общем, советская молодёжь тоже не всегда была похожа на героев передовиц. Вернее, совсем не была похожа!

    «Девочка сегодня в баре». Ностальгическо-дидактический поток сознания. 22
    Атрибуты красивой, точнее - чуждой жизни.

    Почему мне всё это вспомнилось? В старых журналах «Крокодил», выложенных «Девочка сегодня в баре». Ностальгическо-дидактический поток сознания.denis_strebkov-ым, я обнаружила картинку 1984 года - там, где типичная девочка-в-баре (точнее - только что из бара) возлежит на диване, задравши ноги. Сейчас многие считают, что такой типаж родился только в проклятые 1990-е? Ничуть не так. Он был всегда. Вообще всегда. Каким бы ни был общественный строй, чему бы ни учили в школе, как бы ни старались комсомольские вожаки и создатели книжек о Володе Ульянове, всё равно найдётся место для девочки в баре. Помню я и письма юных и невероятно целомудренных девушек, которые жаловались журналу «Работница», что парни не признают чистых и тургеневских красавиц, ну, совсем их не замечают, отдавая предпочтение девочкам из бара. Были и другие письма, где авторши жаловались, что их жизнь пуста и бессмысленна, ибо сидят они всё в том же баре, в сигаретном дыму и рассуждают о тряпках, об импорте, о модном музоне. А хочется любви и света. Понятное дело, что сочиняли все эти эпистолярные сказки сами работники редакций, ибо очень уж походил слог Светочки-скрипачки на стиль Нинки-оторвы. Но смысл-то в том, что типаж, который потом забронзовел в образе Маленькой Веры, был очень и очень популярен. Если Вы со своей скрипочкой с ними не сталкивались, это не значит, что оных не было в природе. Так вот посмотрела я на эту карикатуру и вспомнила, как пыталась перерисовывать девицу в песенник.

    Карикатуры 80-х (5)

    В конечно итоге, пришлось воспользоваться копиркой - очень уж сложной оказалась конструкция... Девка-тунеядка в своих бриджах и с модным набором благ на столике, стройная, как модель из западного каталога, казалась интереснее, чем хорошая девочка, которая была нарисована в журнале «Юный натуралист», например. Или чем монтажница Дуся, или всё та же скрипачка Светочка. Почему так? Да потому что авторам карикатур очень хотелось рисовать модные, шикарные образы, девиц в обтягивающих итальянских штанах, а дозволялось всё это только в виде карикатуры. И всем тоже хотелось западной музыки, гремящих дискотек, Sharp-ов - двухкассетников, всяких жувачек, наклеек, импортного пойла и импортного же ширпотреба. К 1980-м всем окончательно разонравилось строить коммунизм, зато слово «бар» заимело особую магию. Бармен, особенно в местах массового скопления иностранцев - престижная профессия. Бар - место, где нет привычной обыденности, а построение коммунизма отступает перед коктейлями, вертящимися стульчиками, светомузыкой. Бар - как образ другого мира. Помните, в фильме «Любовь и голуби» бабка Шура произносит примерно такую фразу: «Что он там хотел-то? Бар? ну вот побарствует и приедет!». То есть, бар и барствовать - сливаются в её сознании как однокоренные слова, означающие нечто родственное друг другу, но чуждое нам. Кстати, дома тоже были особые бары - отделение в гарнитуре-стенка, куда ставили всякие ромы, виски, а лучше всего - ликёры.

    «Девочка сегодня в баре». Ностальгическо-дидактический поток сознания. 0_7d245_59276261_XXL

    Ещё интересный момент - все эти карикатурные девицы были не только шикарны, как cover-girls, они были ярко противопоставлены своим стареньким, усталым мамам и бабушкам. Чаще всего антиподом выступала древняя старушка или же - замотанная жизнью и перевыполнением плана, женщина. Матери никогда не рисовались ухоженными дамами, а такие были, правда, они выглядели немолодо и не особо модно - при лисьих воротниках, при духах 'Climat', при массивных перстнях. Или же - отвественные работницы, которые летом предпочитали стиль сафари, а зимой - добротные импортные костюмы. Нет. Таких матерей не рисовали в журналах. Непременно - тётка с комбината или ветхая старушка, - бабушка, которую зазвали из деревни и прописали в Москве. Карикатуристы - подспудно - давали понять, что либо шикарная гёрл, либо вон та тётка с лишним весом (от макарон, а не от бланманже) и в застиранном фартуке. Что получалось на выходе? Яростное нежелание юных быть хорошими, но очень уж непрезентабельными... И это только один из примеров неправильной пропаганды, точнее - пропаганды обратного действия, если можно так выразиться. Другой пример - чем больше ругали Запад и его язвы, тем он казался всем привлекательнее. Значит, ругали неправильно. Или не те.

    «Девочка сегодня в баре». Ностальгическо-дидактический поток сознания. 44

    ...В своё время мне довелось пролистать журналы «Крокодил» 1930-х годов - там почти не было критики модной, ленивой, распутной молодёжи. В эпоху Большого Стиля было несколько разгромных статей о стилягах, но их можно сосчитать по пальцам, да и то, о стилягах - только одна, остальные об иждивенцах и детках высокопоставленных родителей. А вот со второй половины 1950-х - понеслось. Что ни номер - то оранжевые галстуки, бабетты, шпильки, юбки-колокол, потом - мини-юбки, потом - длинноволосые парни при гитарах и, как венец, - девочки из бара. То есть получается, что враг измельчал? Или наоборот, Агитпроп оказался неуверен в себе и он реально боялся западной заразы? Приходилось, высмеивать. Но в реале получалилось несколько иначе. Точнее - всё наоборот и в 1985-м, а потом в 1991-м девочки выбрали бар, о чём теперь плачут, да поздно уже.

  • Оставить комментарий

    Архив записей в блогах:
    Абсолютно нет. Дело в том, что за 20+ сравнительно сытых и спокойных лет у нас выросли поколения взрослых людей, которые, например, ни разу в жизни не дрались. Вообще. Ни в школе, ни в институте, ни во взрослой жизни. И теперь они смотрят этот сериал широко открытыми от ужаса глазами. ...
    Действительно, произошедшее 17 июля 1944 года в центре Парижа было зрелищем не из лучших. Французские женщины хлестали по щекам и плевали в американских и британских солдат (французские "мужчины" тоже не отставали), а немцы пытались не дать толпе распоясаться и старались урезонить ...
    Все улыбки осени все ее дожди Собери в ладони ты и к груди прижми. Мне прошепчешь в тишине и опять уйдешь, Но оставишь музыку и осенний дождь. Ты звучи-звучи осенняя флейта День ушел в ночи я услышу где-то Как поет мне дождь на Тверском ...
    Хотят ли русские войны с Украиной? Да не пойдут русские войска в Украину если только, вы сами не вынудите, тем что будете от себя отталкивать русские регионы, продолжать гнобить русских Украины, проводить насильственную ассимиляцию, унижать Россию. Надо же так довести Крым, что даже на ...
    Первая мысль после понедельника: смысл моей жизни это работа. Ощущение, что я всё время работаю, и только в коротких перерывах между умудряюсь впихнуть все оставшиеся потребности. Второй мыслью – после поста gvenvivar про США: посмотреть фотографии 6-11-летней давности с ...