
Почём осетринка второй свежести?


- Но это был именно СЫР!
Сегодня же нас - с улыбкой - не только кормят химией и второсортной продукцией, но еще и просроченной. Есть у меня приятельница, которая раньше работала в супермаркете. После её историй хочется вообще всё бросить и заняться натуральным хозяйством. По её словам, современный магазин – это как вечный двигатель, как безотходное производство. Ну вот, испортилась, к примеру, колбаска - покрылось сверху плесенью. В этом случае персонал плесень смывает, делает нарезочку и уже в таком виде снова отправляет продукт на витрину. Наверное, исходя из принципа - плесень штука не опасная, а в некоторых случаях, даже полезная! Съедят - не треснут. Когда и в виде нарезки на сыр или колбасу без слез уже не взглянешь, то все это прямым ходом идет в готовые салаты, где содержимое тщательно закамуфлировано толстым слоем майонеза, или как любят выражаться ненавистники этого соуса - маянезика.
- Маразм? Да. Но эти продукты было можно есть.
Протухшее сырое мясо заливается уксусом и отправляется на витрину в качестве шашлычных заготовок – летом просто нарасхват. На остальных продуктах тупо переклеиваются или стираются (растворителем) ярлыки со сроками годности. А вот гравированные даты торговые сети просто не переваривают – что выгравировано, то не вырубишь и топором, как говорится. Но и тут есть у продавцов свои хитрости. Например, на мягких упаковках, как на творожных сырках, такие гравировки с датами вытираются хоть ногтем – цифры вроде остаются, но разобрать их практически невозможно. Да и когда разбирать? Люди с работы чешут галопом - скорей набить кошёлку и - домой, к детям, а то и - телевизору с Фейсбуком! А уж сколько было по ТВ программ, как люди травились всякими супер-йогуртами или получали ботулизм, отведав какой-нибудь завлекательной на вид вкуснятинки. Помню программу, как женщина упорно и неутомимо судилась с магазином. Человек едва не умер мучительной смертью, а торговые работники до последнего бились за своё реноме!
- Было? Было. Но и еда была.
В общем, бизнес торговых сетей у нас до сих пор довольно грязный (в прямом смысле этого ёмкого слова) и не вполне цивилизованный. Слишком мало времени прошло, чтобы «понятия» и принципы 1990-х в стиле «не обманешь – не продашь» были изжиты. Бизнес по понятиям, а не по правилам - это, скорее, норма, чем досадное исключение. Впрочем, попытки изжить этот принцип кое-какие делаются. 14 декабря первый зампред правительства Игорь Шувалов праздновал победу – после четырёх лет уговоров ему удалось посадить руководителей крупнейших торговых сетей и поставщиков продуктов за стол и заставить их подписать «Кодекс добросовестных практик». Шикарно звучит - почти как «честное слово купеческое». Документ должен прийти на смену полубандитским понятиям. В кодексе говорится, например, что торговые сети теперь должны сами отвечать за некачественную продукцию на своих полках. Теперь им невыгодно выкладывать просрочку на витрины. Если магазины захотят отказаться от какого-то товара или изменить цену, они обязаны заблаговременно предупредить поставщика, а не «кидать» его и делать вид, что «моя хата с краю – ничего не знаю».
|
</> |