Ханжество или аристократизм? Отношение к деньгам в СССР.
zina_korzina — 13.12.2012Аркадий и Борис Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»..
В одном из трэдов зашёл интересный разговор о том ханжеском отношении к деньгам и вообще - к материальным ценностям, которое бытовало в СССР. Я немножко поправила ораторов (ой, как они орали друг на друга, а было там человек семь-восемь из разных ЖЖ-тусовок!). Так вот, я сказала, что отношение к деньгам прививалось не презрительное и вовсе не быдляцко-пролетарское (найдите мне быдло, которое не любит деньги!), а именно аристократическо-интеллигентское. В своё время мне довелось прочесть статью об английских аристократах, занимавшихся в XVIII веке бизнесом. Так вот, «...в высоком лондонском кругу» времён Георга II или, скажем, Георга III эти джентльмены не смели говорить о своих маркетинговых ходах, о биржевых сводках, о курсе валют и прочих неприличных предметах. Разговор о деньгах считался даже там - в стране «дикого капитализма» - некомильфотным.
Более того, многие господа скрывали свой бизнес...нет, даже не от государства, а от товарищей по висту или от Тех галантных дам, с коими они скользили в жеманном менуэте. Презренный буржуа! Уже в следующем столетии, когда на сцену вышла крупная буржуазия, разговоры о деньгах всё-таки просочились в салоны, да и то с большими оговорками. В одном из английских сериалов, созданном весьма аутентично, есть персонаж - молодой аристократ, работающий (фи!) юрисконсультом. Замечу, что перед нами разворачивается жизнь в эпоху, называемой в России...Серебряным Веком. То есть уже XX столетие. Так вот, стремление получать как можно больше денег (ужас какое фи!) встречается в штыки. Джентльмен служит - при дворе или, там, дрыхнет в Палате Лордов, но зарабатывать, то есть делать что-то именно ради денег, да ещё и говорить об этом за столом..!
- Знаменитые чеки ВНЕШПОСЫЛТОРГа - пропуск в красивую
жизнь.
Вернёмся, однако, в наш СССР. Работать было почётно и - должно. Тунеядцев - за 101-ый километр. Но. Нас воспитывали так, что деньги - это не самое главное. Они вообще - неглавное. Главное - это служить обществу, иначе говоря, это было то самое дворянское служение. Да, на заводе, но - служение. В советской системе ценностей вообще было много от аристократического восприятия мира - начиная от навязываемого хорошего вкуса (bon ton-a!) по ТВ и по радио до этого самого служения Отечеству. Всё это традиционно противопоставлялось именно буржуазным ценностям, враждебным, как советской системе, так и дворянской. Конечно, сами люди en masse всегда стремились хорошо устроиться. Но здесь тоже есть нюанс. Учёные, военные, писатели (писатели, а не нынешние халтурные писюны), высококвалифицированные рабочие получали тогда весьма солидные зарплаты или гонорары. И снова нюанс.
Бармен, слесарь автосервиса, мелкая служащая в «Интуристе», мясник или, скажем, товаровед в колбасном магазине были весьма обеспеченными людьми. Да, о них не писали газеты. Да, их не приглашали на светские рауты, где царили балерины, генералы и партийные бонзы. Но и профессор математики, и Жизель, и большой писатель стремились иметь в друзьях всё того же мясника. Потому что учёный-бессеребрянник мог иметь жену и детей, которые хотят красивой жизни и сытной пищи. Вот и бежал этот Пифагор, роняя штаны, к своему знакомому дядя Васе, знающему толк в вырезке. И снова нюанс. Дядю Васю ни за что не приглашали на пикник на дачу в Жаворонках. Помните, как обошлись с Афоней обитатели интеллигентно-богатой квартиры? Импортную-то мойку взяли, а потом - поставили Афоньку на место. Тоже типично аристократическое, bon ton-ное... Кстати, по виду это именно научно-НИИшная элита, делающая деньги на Большом Деле и Космосах. Но! Молчащая о деньгах.
- Кадр из кинофильма «Лёгкая жизнь».
В кинофильме «Лёгкая жизнь» есть примечательный эпизод - к жене умного и доброго учёного приходит её знакомая спекулянтка Марго, грубая, бестолковая, но хитрая женщина. Нуждающаяся в дефицитных товарах, аристократка разговаривает с Марго свысока, как с человеком низшего сорта, но, вместе с тем, лебезит перед ней. Или в забытой ныне музыкальной комедии «Черёмушки» у отвественного работника - молодая, модная и жадная до вещей супруга. Она буквально заставляет своего мужа «добывать» дополнительные метры квартиры. Ей-то, по её словам, нужен бу-ду-ар (она произносит это слово с толком, в чувством, с расстановкой). А большому начальнику хочется просто покоя и любви. То есть даже в кино, в фельетоны, в драматургию просачивались подобные образы. Не всем нужен Космос, некоторым нужна просто колбаса. Скажем так, 90 процентов людей хотят сытой, обеспеченной, уютно-размеренной жизни, короче - колбасы, и только 10 процентов - космосов, преодолений, рыцарского служения, а также отказа от ради того, чтобы. Так вот эти 10% всегда и составляли аристократический слой.
Остальные булочники и стрелочники, вилланы и пейзане, доярки и кочегарки никогда не воспитывались на примерах доблести и отказа. Это было не их пейзанское дело - думать о Космосах и Крестовых Походах. А в СССР-то сию мораль активно внедряли именно пейзанам и даже - дехканам. Было зачем-то нужно, чтобы дехкане становились деканами. Вот и получалась двойная, даже тройная мораль. Мясника презираем, но у дочки же свадьба - нужно мясо, надо просить дядю Васю, чтобы продал из-под прилавка получше, но ему про свадьбу мы ничего не скажем - он же быдло! Или, например, в кинофильме «Ты - мне, я - тебе» показаны образы банщика и парикмахерши. Очень дефицитные специальности, между прочим! Денег - вагон, среди знакомых - элита общества, а жизни нет. Вернее, нам показывают, что жизни - нет. Буржуазное мировоззрение, базирующееся на честной прибыли и максимальном удовлетворении потребностей, не прокатывает - оно оказывается гнусным. Поэтому герою Леонида Куравлёва срочно противопоставляют его брата-близнеца, занятого большим и хорошим делом. Кстати, многие положительные герои советского кино - априори хорошо обеспечены... Но.
- Кадр из кинофильма «Ты - мне, я - тебе».
Вот, например, Калугина. Плохо живёт, думаете? Денег у неё много, однако, она не делает из вещей культа. Сначала Дело, потом (если это заслужено) - деньги. Дело - с большой буквы, деньги - с маленькой. Утром стулья - вечером деньги. Или передовой лесоруб Илья Ковригин. Тоже заколачивает и тоже - не это главное: нам показывают, что Илюшку любит пресса и любят бабы, а то, что его любят ещё и деньги - это не изображается. Взрослые люди понимают, что и как, а детям этого и не нужно. Детям надо подавать любовь к работе, ударный труд. Помню, как один мальчик в 1984 году написал в сочинении, что хочет быть барменом. Честно написал. Бармен имел доступ к элитному, точнее - зарубежному пойлу, которое тоже считалось признаком роскоши. Через барменов иной раз крутились и товарно-денежные махинации, частенько и валютные. Но мальчик был правильный, советский. Он уже уяснил, что деньги и шмотки - это неглавное, поэтому написал, что работа бармена - это общение с людьми, это музыка в баре, это хорошее настроение. Но, несмотря на это, ребёнок получил два балла. Негоже, негоже барину - да в навоз! Розгами барчука, да на горох, дабы не забывался!