ДЭВИД ХОКНИ. МИСТЕР И МИССИС КЛАРК И ПЕРСИ. 1970-71

топ 100 блогов nikonova_alina10.01.2024
Дэвид Хокни. Мистер и миссис Кларк и Перси. 1970-71
Дэвид Хокни. Мистер и миссис Кларк и Перси. 1970-71

        В 1961 году начинающий художник Дэвид Хокни, который тогда учился в Королевском колледже искусств в Лондоне, познакомился и подружился с двумя другими студентами, Оззи Кларком и Селией Биртуэлл, не так давно перебравшимися в столицу из Манчестера, где они учились в Региональном колледже искусств. Кларк собирался стать модельером, а Селия – художником по тканям.

Дэвид Хокни. Автопортрет. 1954
Дэвид Хокни. Автопортрет. 1954
Оззи Кларк. Фотография 1970-х гг.
Оззи Кларк. Фотография 1970-х гг.
Селия Биртуэлл и Бланш. Фотография 1970-х гг.
Селия Биртуэлл и Бланш. Фотография 1970-х гг.

Почти случайная встреча троих молодых людей, произошедшая на одной из студенческих вечеринок, переросла в прочную дружескую связь, а также и в нечто большее, по крайней мере для мужчин. Селия и Оззи уже несколько лет были парой, но у Дэвида и его нового знакомого, который был младше художника почти на пять лет, почти сразу завязался бурный роман, причем это нисколько не отразилось на дружеской привязанности Хокни к Селии Биртуэлл. Вся эта Санта-Барбара длилась около десяти лет, пока Селия и Оззи не решили по причине, оставшейся непонятной и им самим, пожениться (хотя, вполне возможно, это был обычный брак «по залету», а молодые люди, принадлежавшие по рождению и воспитанию к буржуазной среде, уступили в данном случае общественному мнению, тогда еще сильно не одобрявшему свободные отношения).

Дэвид Хокни. Большой всплеск. 1967
Дэвид Хокни. Большой всплеск. 1967

К тому времени Хокни уже перебрался в США, где приобрел известность серией картин с изображение плавательных бассейнов, выполненных в стиле, напоминающем одновременно натурализм и гиперреализм. А Кларк с середины 1960-х годов стал одним из законодателей британской моды, получил негласный титул «Короля Кингз-роуд» и прославился благодаря своим коллекциям с моделями свободного кроя, выполненных в приглушенных тонах. Большую часть рисунков для тканей его коллекций создавала Селия Биртуэлл.

Дэвид Хокни. Американские коллекционеры (Фред и Марсия Вейсман). 1968
Дэвид Хокни. Американские коллекционеры (Фред и Марсия Вейсман). 1968

В 1969 году Оззи Кларк и Селия Биртуэлл официально вступили в брак, а их общий друг Дэвид Хокни был шафером на их свадьбе. Скорее всего, именно это событие и подтолкнуло художника к мысли создать парный портрет своих друзей. К тому же в этот период он вообще увлекался парными портретами.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434
Томас Гейнсборо. Мистер и миссис Эндрюс. ок. 1750
Томас Гейнсборо. Мистер и миссис Эндрюс. ок. 1750
Уильям Холман Хант. Пробудившийся стыд. 1853
Уильям Холман Хант. Пробудившийся стыд. 1853
Уильям Хогарт. Карьера повесы. Картина 3. Сцена в таверне. 1732-34
Уильям Хогарт. Карьера повесы. Картина 3. Сцена в таверне. 1732-34

        В качестве классической основы для этого произведения Хокни использовал знаковые канонические произведения, такие, как «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, парные портреты супругов работы Томаса Гейнсборо, в частности «Портрет мистера и миссис Эндрюс», «Пробудившийся стыд» Уильяма Холмера Ханта. Также в числе источников его вдохновения был и известный цикл Уильяма Хогарта «Карьера повесы» («Карьера мота»). Собственную интерпретацию офорта с одной из картин серии, выполненную еще в 1961-63 гг. Хокни включил в композицию, поместив на стене за спиной Селии. Кстати, примерно в то же время Хокни работал и над художественным оформлением постановки оперы  Игоря Стравинского «Похождения повесы», созданной на либретто по серии Хогарта.

Дэвид Хокни. Карьера повесы. 1961-63
Дэвид Хокни. Карьера повесы. 1961-63

         Хокни работал над картиной около двух лет, он делал наброски, эскизы и фотографии. Художник сам впоследствии писал, что только голову Оззи он переписывал более 12 раз. Стиль в котором он работал, Хокни определил как близкий к натурализму, техника – акрил на холсте. Считается, что самым сложным для художника было грамотно выполнить фигуры персонажей в контровом освещении, когда яркий солнечный свет падает на них со спины через окно, расположенное сзади.

Итак, Оззи и Селия представлены в интерьере спальни своей квартиры в доме на Нотинг-Хилл-Гейт в Лондоне. Художник представил героев почти в натуральную величину (размеры полотна 217х308,4 см), расположив по обе стороны балконной двери (или высокого французского окна), частично прикрытой решетчатой ставней-жалюзи. В открытый проем видны балюстрада балкона, верхушки уличных деревьев и георгианский фасад дома напротив.

Интерьер в стиле минимализма 1960-х гг.
Интерьер в стиле минимализма 1960-х гг.

Комната почти пуста. Можно было бы предположить, что герои только что переехали и еще не успели толком обставить квартиру, но скорее всего, это типичный интерьер того времени, выдержанный в минималистском стиле, популярном в 1960-х годах: светлые стены и минимум мебели и украшений. В данном случае мы видим металлический офисный стул, на котором сидит Оззи, белый журнальный столик с желтой книгой и зеленой вазой с белоснежными лилиями, белый телефон, пеструю лампу и картину в бледно-синих тонах (ту самую «Карьеру повесы» в интерпретации Давида Хоки), оправленную в золотую раму, которая немного оживляет блеклые желтоватые обои с абстрактными разводами.

Селия Кларк стоит слева, уперев правую руку в бок. Она в длинном темно-фиолетовом платье с ярко-розовой отделкой, которое резко выделяется и даже диссонирует по цвету со всей остальной обстановкой. Оззи в непринужденной позе сидит на стуле. На нем зеленые джемпер и брюки, в левой руке сигарета, а босые ноги утопают в дленом ворсе белого ковра. На его коленях сидит белая кошка, та самая Перси, которая также вошла в название картины, став ее главной героиней наряду со своими хозяевами.

        На самом деле у Кларков в то время жили две кошки, Перси и Бланш, и Хокни вообще-то изобразил на картине именно Бланш, поскольку белой была как раз она. Но он решил, что если по цвету ему больше подходит Бланш, то по имени в название картины лучше вписывается Перси. Отсюда и возникла эта фактическая неточность.

        Любопытно, что мужчина и женщина смотрят прямо нас, как бы приглашая войти в свой мир или, по крайней мере, в свою спальню, а вот кошка повернулась к зрителям спиной и смотрит в окно. Она совершенно самодостаточна, и ее явно совершенно не интересует то, что происходит в комнате.

        Традиционно в парных семейных и особенно свадебных портретах, особенно в английской живописи, было приято изображать женщину сидящей справа, а мужчину – стоящим слева. Хокни радикально меняет эту схему. У Хокни сидит муж, а стоит жена, причем она находится слева, а ее супруг – справа. Можно предположить, что это прямое указание на смену супружеских ролей в современном браке, где активным и даже агрессивным партнером оказывается женщина. На это также намекает и насыщенный диссонирующий фиолетовый цвет ее платья, который, на мой взгляд, совершенно не идет такой изящной кудрявой блондинке, какой представляется Селия Кларк на картине.

Селия и Оззи Кларк с сыновьями Альбертом и Джорджем
Селия и Оззи Кларк с сыновьями Альбертом и Джорджем

        Приоткрытая балконная дверь делит картину как бы на две части – женскую и мужскую, соответственно художник располагает и детали, имеющие символическое отношение или к мужчине или к женщине. На стороне Селии мы видим лилии – традиционный символ чистоты и невинности, часто используемый в сценах Благовещения. На момент начала работы над картиной миссис Кларк была беременна, так что это прямой намек на грядущее рождение первенца. Кстати, пока Хокни работал над картиной, Селия успела родить даже двоих сыновей, Альберта и Джорджа. Они появились на свет с разницей в год, в 1969 и 1971-м.

        Желтая обложка книги или телефонного справочника одновременно может символизировать верность и ревность. И это вполне логично, поскольку на тот момент Селия была верна Кларку, тем более, что носила его ребенка, и ревновала его к любовникам, любовницам, к его работе и увлечениям, которые не оставляли в его жизни места для семьи.

        Основной атрибут, сопровождающий Оззи Кларка – это кошка (или все же кот) Перси. Это животное – очень неоднозначный символ, особенно в английской традиции, где оно обозначает неверность (в противоположность собаке, которую чаще всего и изображают на супружеских портретах) и сексуальную распущенность. Более того, на сленге «Перси» - это наименование мужского «достоинства», и тот факт, что животное гордо восседает прямо на промежности героя, фактически напрямую указывает на это значение кошачьего имени.

        Фактически все детали картины указывают на то, что супругам Кларк не суждено пройти по жизни вместе рука об руку и умереть в один день. И я бы не сказала, что Хокни оказался здесь пророком, поскольку легкомыслие Оззи, человека, безусловно, и талантливого, но не способного систематически заниматься бизнесом, его постоянные измены, веселая жизнь, полная алкоголя и наркотиков, было совершенно очевидно всем его знакомым. Все это заставило Селию подать на развод уже в 1974 году. Брак не продержался и пяти лет.

         А вот картину ожидала куда более счастливая судьба. В 1971 году ее выкупил у художника попечительский совет галереи Тейт и подарил музею. Портрет считается безусловным шедевром современного искусства, и в 2005 году вошел в десятку самых великих картин мирового искусства, хранящихся в Британии, согласно голосованию, проведенному программой «Сегодня» Радио ВВС. «Мистер и миссис Кларк и Перси» оказалась на пятом месте, и это была единственная картина ныне живущего художника, попавшая в финал (первое место занял «Последний рейс корабля «Отважный» Уильяма Тёрнера).

        P.S. Реймонд Освальд (Оззи) Кларк был зверски убит в возрасте 54 лет случайным любовником в августе 1996 года. К тому времени он более 15 лет не работал в сфере моды, иногда продавал оставшиеся модели из старых коллекций, но в основном существовал на средства, которыми ему помогали друзья и бывшая жена. Селия Биртуэлл до настоящего времени работает, создавая не только рисунки для ткани и оформления интерьеров, но также и собственные модели одежды и обуви для активного отдыха. В 2010 году вышла книга ее воспоминаний. Помимо основного тиража было выпущено 250 эксклюзивных наборов в особой подарочной коробке, куда входил экземпляр книги, лично подписанный Селией, и шелковый шарф со специально разработанным ею дизайном. 2 января 2024 года ей исполнилось 83 года.

Брюгный костюм модели Оззи Кларка из шифона с принтом Селии Биртуэлл
Брюгный костюм модели Оззи Кларка из шифона с принтом Селии Биртуэлл "Боттичелли". 1969

        В настоящее время 86-летний Дэвид Хокни живет в Нормандии, куда он перебрался  из Англии после трагической гибели своего 23-летнего ассистента Доминика Эллиота в 2013 году (Эллиот умер при непонятных обстоятельствах, отравившись средством для прочистки труб). Он считается одним из самых влиятельных и дорогих художников современности. В 2018 году его картина «Бассейн с двумя фигурами» (1972) была продана на аукционе «Кристи» за  90 миллионов 300 тысяч долларов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
ПЕТР И ПАВЕЛ «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. (Послание к Евреям 13:7)» (12 июля Праздник Петра и Павла) Ныне мы вспоминаем жизнь двух святых, которые через свою ...
Внутриэлитная политическая поговорка. Дружба дружбой, а табакерки врозь. "Как говорят "нараёне" культурные или просто возвышенные ребята: "Смейся, пацан, над разбитой любовью"". Название для автобиографической книги - "Сапожник без перчаток". - Интересно было? - Да в основном байки ...
26 февраля шейха Моза, которую мы давно не видели, посетила церемонию награждения чемпионата по конному спорту. В возрасте 64 лет она по-прежнему элегантна и красива. Победителем Гран-при Дохи стал Marcus Ehning. Ее Высочество Шейха Моза бинт Насер, председатель Катарского фонда ...
Сегодня ЖЖ просто наполнен супом к Международному дню супов. Настоящая народная любовь.) Я тоже люблю супы. В детстве не так любил, но кое-что запомнил. Из детского сада запомнил ...