Дева, дракон, фильм, люди и нелюди
congregatio — 13.05.2024
Что-то вдруг все резко кинулись обсуждать-критиковать "Деву и
дракона", который, конечно, не ах-ох первый класс, но и не так
плох, как его пытаются представить в этих обсуждениях. И поскольку
мне за фильм очень обидно (а теперь еще обидно и за себя), вынесу к
себе комментарий, оставленный в чужом блоге. Просто чтоб в
информпространстве было и другое мнение, а не только традиционное
"фем-пропаганда", "опять повесточка", "никакой логики" и прочий уже
привычный набор.
То, что ниже, наверное, не будет понятно тем, кто не смотрел,
плюс всё это спойлер, но поскольку вся движуха начинается
практически в самом начале - спойлер не особо серьезный.
Когда я смотрела фильм, я тоже задавалась вопросом "зачем вся
эта муть с чужими принцессами, можно же было просто смешивать кровь
со своими крестьянками, одевать их нарядно и кидать дракону".
А потом поняла. Я посмотрела на эту историю с точки зрения
"если бы я это писала". А еще вспомнила, как пыталась убедить в
одном чатике собеседников, что один там политический деятель не
просто хочет власти, денег и прочих приземленных плюшек, как
принято считать большинством, а реально сбрендил на мессианстве, и
бОльшая часть того, что он творит, им самим видится чем-то великим,
буквально миссионерским, он герой, он катехон, он благородный
правитель, и все те глупости, гадости и жестокости, над которыми
остальные смеются или которым ужасаются, для него буквально вот
такие ритуалы. Нужные ему самому. Потому что он верит в собственное
благородство, и ему ни за что и никогда нельзя этой веры лишиться.
Без этой веры он (сам для себя) никто.
Собеседники в чатике мне так и не поверили. Впрочем, это меня
особо не удивило.
Так вот.
Все эти чужие принцессы, свадьба, таинственный обряд в горах,
маски, факелы, ритуальные фразы - затем, что люди очень не любят
чувствовать себя мудаками. Даже мудаки. Они любят быть героями,
спасителями, на худой конец - условно благородными. А наделать
крестьянок-принцесс и побросать в яму - это как-то низко,
недостойно королей и вообще выдает в них трусов, которые ни дракона
не смогли победить, ни королевство толком защитить. Благородные так
не делают. Благородный король дал слово, заключил договор, заключил
завет - и вот, посмотрите все, мы храним нашу скрепу, нашу
традиционную ценность, мы выполняем завет.
Поэтому ритуал. Он нужен не для принцесс, не для отвода глаз,
он нужен для них самих - чтобы себя самих убедить в том, что они
исполняют договор. Все честь по чести, все как обещано: дракону
отдается настоящая принцесса из их семьи. Она же стала женой
принца, свадьба же была настоящая? Стала и была. Значит, они
молодцы, они благородные люди, держащие свое слово, а не какие-то
там убийцы-бандиты, как всякие крестьяне и прочие низкородные
подлые людишки. Они гордо и героически спасают свой город, выполняя
древний завет - отдают настоящих девушек королевской крови из их
семьи. Да, конечно, есть мааааленький нюанс, но этот мелкий шрифт с
драконом оговорен не был и не был прямо запрещен. Значит, всё в
порядке, всё хорошо.
И только когда смерть реально задышала в лицо - с королевы
слетела маска респектабельности и она забила на все ритуалы: не до
жиру уже. К черту ритуалы, к черту торжественность, в ход пошла
голая прагматика.
Да, фильм не класс А за кучуденяк с кучей звезд и рекламной
кампанией в каждом сортире. Фильм - хороший такой твердый середняк,
который приятно посмотреть и после которого потраченного времени не
жаль.
Хотя, конечно, кому-то и "Дюна" херня, но тут уж на всех не
угодишь.