детский сад.

топ 100 блогов psy_baby08.09.2010 Хочу написать на актуальную тему для сентября. Про детские сады. Вся лента пестрит постами, как дети пошли в сад, мамы на площадках только про это и говорят, в сообществах тоже много вопросов про адаптацию.

Хочу написать про то нужен ли он, в каких случаях он нужен, а когда можно без него, как выбрать сад и на что смотреть, и как помочь адаптации. Тема спорная, возможно, часть коллег другого мнения, я выражаю точку зрения свою и как психолог и как мама.

1. Нужен ли детский сад. Чтобы ответить на этот вопрос, важно разделять, кому нужен.

В части случаев он нужен родителям и других вариантов нет. В таком случае, предлагаю исходить из того, что он нужен, и дальше уже только выбирать его тщательно и помогать ребенку адаптироваться.

Что касается ребенка, то если у него есть регулярная среда для общения и игры со сверстниками и развивалки, то ребенку это не необходимо.

2. Можно ли без сада обойтись? И как ребенок потом пойдет в школу? Обойтись можно, только если у ребенка есть социум его ровесников вокруг на регулярной основе. Чтобы у него была возможность строить отношения, учиться разрешать конфликты, играть с детьми. Опыта общения со взрослыми не достаточно. Взрослый все равно под ребенка подстраивается, он не равный. Развитие можно добирать на развивалках. Но вот по опыту могу сказать, что регулярный социум не всегда просто организовать самостоятельно. У нас осенью-зимой-весной на площадках только малыши. А на разивалках, которые есть поблизости - развитие, а не общение. Так что, смотрите по обстоятельствам вокруг вас сами.

3. Когда в сад идти? Я придерживаюсь точки зрения, что ребенку можно начинать пробовать сад, только при наличии у него уже в арсенале развернутой речи. Это может быть 3 года, может и 4. Надо смотреть по ребенку. Чем позднее это происходит, тем проще ребенку. Не надо торопиться в этом вопросе. Почему важна речь: потому что ребенку важно уметь вербализироввать и осмысливать свой новый опыт. И родителю важно уметь с ребенком договариваться. Сад связан с изменениями, к которым ребенок привыкает, ему важно понимать заранее, что его ждет, когда придет родитель, как решить ту или иную сложность. Да, даже такой пример, дети с неразвернутой речью не могут договориться между собой, это приводит к дракам, огорчениям, и ребенок не хочет потом идти в сад. Еще у ребенка бывают сложности договориться именно с воспитателем, это тоже приводит к огорчениям. Если ребенок говорит хорошо, вы можете выступить посредником между ним и воспитателем, подсказать ему, что делать, если у него отнимают игрушки и т.д. Тут важно с одной стороны, чтобы ребенок мог выразить словами, чего он хочет, чтобы его поняли и дети и воспитатель, а с другой, чтобы он мог с вами не только фактами дня, но и переживаниями дня поделиться вечером.

4. Как понять, что ребенок к нему готов? Вот некоторые признаки готовности ребенка к саду. Повторю, что ориентировочно речь идет о возрасте 3 и старше.


  • Развернутая речь,


  • Интерес в другим детям и играм с ними, умение уже это делать. Потребность в детском обществе и даже предпочтение его родителям.

  • Успешный опыт оставаться без мамы с другими взрослыми.

  • Наличие у ребенка режима дня,

  • Умение есть, проситься в туалет, одеваться, навыки самообслуживания.




5. Как выбрать сад? Это довольно сложный вопрос, потому что, те идеальные уловия, которые я опишу, найти на территории постсоветсткого пространства не всегда просто.


  • Мне кажется очень хорошим вариантом, если позволяют обстоятельства - группа кратковременного пребывания. Это не всем подходит, это мало, где есть. Но если такая возможность есть, то начать стоит именно с нее. Ребенку проще привыкать к коллективу, не привыкая паралельно к другой еде, к другим условиям сна и т.д. Да и в целом, после общения интенсивного в течении 4-х часов, ребенку полезно делать паузу и иметь возможность уединиться и оказаться в привычной, комфортной обстановке.


  • Идеальна маленькая группа, с правилом 5 детей на 1 взрослого. Но, на сколько я знаю, такое приближение в РФ бывает только в частных садах, группах кратковременного пребывания при садах, и логопедических, ортопедических и подобных им садиках. В них на самом деле детей больше по спискам от 10 до 15, но не все всегда ходят, поэтому реалистично соотношение 8 детей на 1 взрослого одновременно, например. Чем плоха большая группа. Да хотя бы тем, что ни у одного даже самого профессионального воспитателя нет в арсенале средств и способов одновременно договориться в 15-ю трехлетками. А если их 22 одновременно (у нас в садах вокруг 28 детей по списку, 22 могут разом прийти)? Поэтому, ради обеспечения безопасности такого количества детей, один взрослый вынужден применять авторитарные методы и ограничения. Более того, в момент адаптации новых деток воспитатель не может физически порваться и пожалеть всех. А трехлетке для успешной адаптации очень важно персональное внимание взрослого. И еще есть ряд технических сложностей: как их всех одеть зимой, да, к трехлеткам на помощь приходят воспитатели из других групп, но все равно, часть детей успевает вспотеть, пока оденут других, и взмокшие выходят на улицу. Как уложить и утешить всех, кто плачет и не хочет спать? и т.д.


  • Посибирайте отзывы про сад, насколько гибко там все. Например, у нас в некоторых садах рядом не разрешают забирать раньше, пропускать дни и т.д. А в некоторых это все гибко, главное, предупредить. В некоторых мам и на порог не пускают, в некоторых дают в группе посидеть первое время, или просто месяц ребенка погулять водить. Конечно, лучше выбирать сад, где все гибко.


  • Узнайте, как организован день и сколько времени у детей есть на игру. Часто это заранее сложно понять, но если ребенок уже пошел в группу, узнайте у воспитателя. Часто бывает, что при большой группе и большом количестве занятий, очень много времени уходит на орг моменты: пришли в группу, не играют, потому что готовятся к завтраку, пока все поедят, всех ждут, потом при возвращении в группу начинается подготовка к одному занятию, само занятие, а потом подгтовка к музыке и музыка, всех собрали, покормили вторым завтраком, вот и время одеваться пришло на прогулку. То есть вкраплений на игру между всем этим остается по-минимуму. Следите за тем, чтобы в расписании были выделено время именно на игру. За утро до прогулки между завтраками и занятиями хотя бы час-полтора должны быть только на игру. Это может быть 2-3 вставки по 30 минут. На прогулке, как правило дети играют, и после сна у них есть время поиграть. Убедитесь, что это так. Многие родители больше уделяют времени тому, как организованы занятия, но в дошкольном возрасте очень важна свободная игра между детьми. Она их учит общаться, развивает воображение, учит выдерживать правила, гораздо лучше, чем призывы к дисциплине на занятиях. На самом деле свобдная игра между детьми один из самых лучших способов подготовки к школе. Про игру, ее важность для развития дошкольника и про то, как взрослый может помочь игру организовать, можно прочитать в этой статье: "Играя, в школу"



6. Как выбрать воспитателя? Воспитателя выбрать сложнее, но и увидев его по факту, важно понимать, хорошо ли будет ребенку с ним. Прислушивайтесь сами и смотрите: не кричит ли он на детей, на сколько чуток к их потребностям, жалеет ли, берет ли на руки, чтобы утешить, заставляет ли есть, что делает, если ребенок не слушается, как играет. Что дети у него делают на прогулке и в группе.

Признаки "хорошего воспитателя"

  • Умеет детей организовать спокойно, без повышения голоса, возможно игрой.

  • Сам является инициатором игр с детьми. Это видно, например, на прогулке.

  • Чуток к плачущим, берет их на ручки.

  • Слышит вас, ведет с вами диалог.

  • Слышит ребенка, ведет с ним диалог.




Что должно вас насторожить.

  • Тишина в группе, сидение детей смирно за столиками ( не удивляйтесь, и такое бывает)

  • На прогулке не допуск детей в песочницу, не бегающие дети, а сидящие рядом с воспитателем (наблюдала сама такую прогулку рядом с домом)

  • Плачущий ребенок, на которого не реагирует воспитатель,

  • Повышенный голос, угрозы или не дай бог рукопроикладство.

  • Писающийся или какающийся часто в группе ребенок. Или наоборот не какающий.


Может, диким кажется, то что я пишу, но на это нарывались мои друзья. Если сталкиваетесь с подобным пишите сразу же жалобу заведующей и в вышестоящую организацию и ребенка немедленно забирайте. Это все приводит к его травмированию.

7. Ну, и самый главный вопрос, как правильно провести адаптацию ребенк к саду?

Я за постепенный процесс. Чем он более постепенный, тем вероятность проблем меньше.

Что важно:

  • Часто момент получения путевки в сад совпадает с моментом выхода мамы на работу. Ведь сады в основном берут трехлеток и отпуск по уходу за ребенком тоже 3 года. Эти два события однозначно лучше развести во времени. Если маме выходить ровно в три, стоит пробовать мягкую адаптацию, возможно с некаждодневным вождением, хотя бы за полгода.


  • Сколько же времени требуется на адаптацию? В среднем в пределах полугода. У кого-то быстрее, месяца 2, но в любом случае, это не вопрос одной недели, поэтому нужно запастись либо временем, либо помощником для этого процесса.



Идиальный вариант адаптации: постепенное вхождение в группу кратковременного пребывания. То есть без сна и с минимумом еды.

Шаг первый.

Идеально в самом начале походить в группу с ребенком. Да, наша система не позволяет это чаще всего, но при желании можно договориться. Зачем вы нужны в группе. Представьте себе ситуацию, что вы выходите на работу и с ребенком остается бабушка или няня. Бабушку, как правило, ребенок знает, а няню вы начинаете с ним знакомить заранее, то есть вы точно не в день выхода на работу ее приглашаете. Вы даете время ребенку ее узнать, няне под него подстриться и часто выступаете в начале посредником между ними. Ваша роль в группе на первое время - это как раз посредническая: убедиться, что ребенку все удобно, помочь ему мелкие неудобства разрешить, ну и самое главное- показать ребенку, что это место безопасное. При вас фоном, он с гораздо большим интересом будет заниматься новыми игрушками, знакомится с детьми и т.д. Ему будет спокойно, а спокойствие лучший залог успешного освоения нового пространства и круга общения.


Альтернатива шагу 1.

Как вариант, если с нахождением внутри совсем проблемы с точки зрения порядков в саду, начните с прогулки. Уж это точно не возбраняется. Я не знаю, сколько времени у вас уйдет просто на прогулки, но смотрите, чтобы ребенок начал игарть с детьми, познакомился с ними, чтобы у него установился контакт с воспитателями, на прогулке все это может быть дольше, чем в самой группе. Дождитесь момента, когда вы превратитесь только в фон.

Шаг второй.

Когда вы начнете оставлять ребенка самого без вас - начните с часа. Это может быть и прогулка, и группа. Четко оговорите, когда и после чего вы придете и тогда и приходите. Постепенно увеличивайте время до 2-х часов. Не делайте резких переходов, даже если ребенок рвется поначалу. Ну, или будьте готовы сделать 2 шага назад, если наткнетесь на бунт. После 2-х часов переходите на забирание во время прогулки. Потом из группы после нее. Каждую новую добавленную еду предлагаю рассматривать, как целый этап. Я не знаю, сколько времени понадобиться вашему ребенку, чтобы перейти с этапа на этап, чем больше, тем лучше. Не идите дальше, если застряли на этапе. Может быть неделя на каждом этапе, может месяц. А может и два. Зависит от ребенка. Со сном в саду я рекомендовала бы не торопиться совсем. Конечно, по ребенку вы лучше поймете, когда можно. Но часто сложности начинаются, когда не совсем готовый ребенок вслед за группой попросился спать, проснулся в непривычном месте, не смог попроситься в туалет и это его напугало. Я бы советовала в первые полгода вообще не оставлять на сон.

Шаг третий.

Ребенок плачет. Что делать? Договариваться. Для этого нужна развернутая речь. Уменьшать нагрузку, опять оставаться в группе, просить папу отвести, если с папой расстаться проще. Я против того, чтобы ребенка оставлять через рыдания. Разводите для себя разные ситуации с плачем. Одно дело, если ребенку взгрустнулось при расставании, поэтому он заплакал, но на руках у воспитателя успокоился. Это штатная ситуация. Ребенок может грустить, когда мама уходит. Однако, часть детей цепляются и орут, с ними вместе начинают плакать мамы, потому что смотреть на это тяжело. Воспитатели хором говорят: манипуляция! Уходите под рев! Мы удержим ребенка, идите! Ну, может, и манипуляция. Но вопрос в другом: почему ребенок избирает такой способ общения? Может, потому что других способов сказать вам, что он не готов, что у него трудности и т.д. у него нет? Уйти под истерику не выход. Нужно искать причину истерики. Искать, что доставило такой дискомфорт, что ребенок так истерит. Проговаривать, проигрывать. Предлагать компромиссы, помочь ему найти другие способы вам обяснить или другие способы прощаться с вами. Часть детей потом продолжает плакать после маминого ухода. Час могут плакать, два, перед сном и едой плакать. Вот такое поднывание и слезы потом уже - не очень хорошо, это признак дискомфорта.

Шаг четвертый. Как прощаться. Честно. В открытую. Никаких побегов, пока малыш заигрался. Это только кажется, что он спокойнее вас отпустит, не видя. Такое мамино исчезновение подрывает уверенность в маме. Врать, что скоро придете, если не придете, тоже не надо. Честно говорите, после чего заберете. Да, это может вызвать слезы, но зато ребенок всегда будет знать, что от вас ждать, если ребенок вам верит, с ним договариваться проще.

Шаг пятый. После сада. Постарайтесь уделить максимум времени ребенку. Не включайте телевизор сразу с порога, поделайте что-то вместе, что он любит. Если ребенок рассказывает про сад, слушайте, если не отвечает на вопросы, не форсируйте. Берите ребенка на руки, обнимайте. Если есть возможность, устраивайте вдруг выходные иногда и проводите день с ребенком.


Ну, и напоследок. Написанное, скорее всего, относится к реалиям постсовесткого пространства. В Европе или Америке многое не актуально. Там ни ора, ни хамства к ребенку быть не может. Там с этим жестко. Только сегодня мне рассказывала приятельница из Израиля, что у них в саду рекомендовано было родителям первое время быть в группе. А у нас за это необходимо побороться.

В описанном мной - всего лишь реалии, которые я вижу вокруг, но не во всех садах именно так. По опыту и своему и своих друзей я знаю, что если мама задалась целью найти хороший сад, хорошего воспитателя и дать возможность ребенку адаптироваться в нем, не методами шоковой терапии, а так, что ребенку это будет в удовольствие, то это обязательно получится. Желаю вам удачи в правильно выборе, а нужен ли ребенку сад, какой именно.

Про сады и как их выбирать довольно много написано в книге "Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания". И там есть мысль, что на вопрос что для ребенка лучше ходить в сад или нет, ответ простой. Лучше ходить в хороший сад, чем просто сидеть дома, но лучше не ходить вообще, чем ходить в плохой сад. Советую и эту книгу прочитать, чтобы лучше понимать, что такое "хороший" сад

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело в отношении лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 205.2 УК РФ и ч. 2 ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению ...
Всем по 10 баллов! привет. Карочи. Аккум высаживается за 1.5 часа стояния с открытыми дверями. Эксперементировать с его жизнеспособностью и заряжать лень, учитывая что он уже далеко не новый. Кто подскажет, где щас принято покупать новые аккумуляторы? Чтоб бесплатно продавались не с ...
Президент РФС Сергей Фурсенко представил на рассмотрение Исполкома РФС в ...
Дискуссии на данную тему возникают до сих пор и регулярно. Раз пример , два пример . Оказывается, масса народу считает, что либо отравления не было вообще, а был какой-то непонятный приступ ("приступ какой угодно может быть"), либо отравление было, но не чем-то типа "Новичка", а или сам ...
Всем привет :) я вернулась, пытаюсь вернуться в привычный ритм, завтра уже на работу. Что сказать, столько приятных встреч, знакомств позади.. я по моему со всеми развиртуалилась))) поняла, что соскучилась по своему спокойному городку, по крику ...